Понятие «Межкультурная компетенция» в современной лингводидактике и возможности её развития у младших школьников при изучении иностранного языка - Студенческий научный форум

II Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2010

Понятие «Межкультурная компетенция» в современной лингводидактике и возможности её развития у младших школьников при изучении иностранного языка

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Присутствие в сознании каждого участника общения своей собственной культуры (индивидуальной картины мира) и так или иначе противопоставленного ему «чужого мира» (чужого образа сознания) создает диалогичность личности. Именно диалогичность личности делает ее способной к участию в диалоге культур. Согласно В.В. Сафоновой, диалог культур в обществе, между нациями, странами, регионами - противостояние всем формам неравноправных отношений между культурами. По мнению З.Н. Никитенко и Н.Д. Гальсковой, межкультурная компетенция имеет следующие структурные компоненты: 1) аффективный - эмпатия и толерантность; 2) когнитивный - синтез знаний о родной культуре и культуре страны изучаемого языка, а также общие знания о культуре и коммуникации;3) стратегический - вербальные, учебные и исследовательские стратегии учащегося. Для развития межкультурной компетенции необходимо руководствоваться следующими рекомендациями: ребенок - главный субъект учебного процесса; учебный процесс должен открывать ребенку «окно в другой мир»; использование аутентичных текстов и аутентичной информации; овладение разными техниками и стратегиями общения: от умения учиться до умения выйти из трудного положения с использованием минимальных языковых средств; использование ситуаций и задач, которые затрагивают интересы ученика, связаны с его личным опытом; создание ситуаций коллективной речевой активности, способствующих возникновению у говорящего мотива высказывания, а у слушающего - мотива активного восприятия; включение упражнений и заданий, побуждающих к активному поиску аналогичной информации о собственной стране, с целью развития у младших школьников национального самосознания;  включение фактов культуры, предполагающих возможные несовпадения в понимании особенностей страны и народа, направленных на преодоление стереотипов, побуждающих к поиску компромисса и воспитывающих толерантность; последовательный учет своеобразия ценностей родной культуры учащихся, их взаимосвязь с ценностями других наций и общечеловеческими. Таким образом, преподавателям следует руководствоваться методической установкой на совершенствование языковой и речевой культуры учащихся в единстве с развитием их межкультурной компетенции с учетом современных ориентаций на общепланетарный глобализм и гуманизацию образования.
Просмотров работы: 13