Особенности адаптации выпускника школы к условиям военной службы - Студенческий научный форум

II Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2010

Особенности адаптации выпускника школы к условиям военной службы

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность проблемы. Глубокие перемены происходят сегодня в Российских вооруженных силах. Эти перемены объективно обосновываются характером проводимого в России курса на глубинные, коренные изменения во всех сферах жизнедеятельности общества. Вместе с тем, происходящие перемены в обществе и Вооруженных силах обусловили и углубили серьёзные социально-психологические проблемы, связанные с личностью военнослужащего и в целом воинских коллективов в современных условиях службы.

Проводимая реформа Вооруженных сил Российской Федерации (ВС РФ) требует не только сохранить, но и значительно улучшить боевую готовность и полевую выучку частей и подразделений.

Значительное сокращение численного состава ВС РФ, перевод частей и соединений на контрактную основу и уменьшение сроков службы военнослужащих по призыву (с 2-х лет до 1-го года) требует от командиров всех степеней существенно сократить сроки приведения частей в состояние  боевой готовности, добиться, чтобы подразделения в короткие сроки смогли выполнить поставленную перед ними боевую задачу. Это под силу лишь хорошо обученному воинскому коллективу, который отличается высокой профессиональной подготовкой, организованностью и дисциплиной. Достичь этого можно лишь при правильном учебно-воспитательном процессе с каждым воином, призванным в ВС РФ.

Молодое пополнение, прибыв в воинскую часть, сталкивается со многими проблемами. Изолированность от своей семьи, привычного круга общения друзей, от них требуют безприкословного выполнения приказов и распоряжений. От того как вчерашний ученик сумеет приспособиться к новым условиям, зависит его психологическое состояние, как при прохождении военной службы, так и в дальнейшей жизни.

Огромное значение имеют взаимоотношения, сложившиеся в коллективе, куда попал молодой солдат. Доброжелательные взаимоотношения, направленные на поддержку друг друга, ускоряют процесс адаптации, а не сложившиеся - приводят к нежелательным последствиям, таким как самовольное оставление части, а также случаи суицида среди военнослужащих срочной службы.

Обеспечение адаптации бывшего школьника к военной службе предполагает не только соответствующую выработку военно-профессиональных навыков, но и оказание психологической помощи на первых этапах острого реагирования на факторы условий военной службы.

Объект исследования: особенности адаптации молодых воинов (выпускников школ) к несению военной службы одной из частей Ковровского гарнизона в возрасте 18-19 лет, призыва осени 2007 года.

Предмет исследования: влияние индивидуально-типологических особенностей личности призывников (выпускников школ) на адаптацию к условиям армейской службы.

Цель: изучить влияние индивидуально-психологических особенностей на процесс адаптации молодых воинов в период прохождения военной службы.

Рабочая гипотеза: индивидуально-психологические особенности выпускников школ влияют на степень успешности в адаптации к условиям военной службы; учет этих особенностей в армейском быту служит важнейшим фактором успешности первичной адаптации.

В ходе проведенного эмпирического исследования выдвинутая гипотеза подтвердилась. Призывники характеризуются разной степенью адаптации к воинской службе. Выявлены качества, способствующие более успешной адаптации.

1. Адаптированность призывников зависит от локуса контроля. В данной работе локус контроля был представлен следующими показателями: общая интернальность, интернальность в области достижений, интернальность в области неудач, в области производственных и межличностных отношений. Таким образом, интернальный контроль позволяет сохранить уверенность в себе, активную позицию и чувство контроля над событиями своей жизни, не приобретая чувства эмоциональной дезадаптации.

2. Средние показатели ситуативной и личностной тревожности, а также эмоциональная устойчивость оказывают влияние на успешную адаптацию к военной службе.

3. Каждый молодой человек обладает определенными способностями, которые необходимо своевременно и правильно распознать, выявить уровень развития и создать условия для реализации потенциальных возможностей в воинском коллективе. Важно изучать духовный мир каждого призывника, устанавливать особенности характера, темперамента каждого из них, уяснить закономерности проявления их в поведении, а также умение в состояние прогнозировать будущее поведение, в том числе и в условиях боевой обстановке.

4. Повышение авторитета и престижа военной службы способствует положительному психологическому настрою школьников к подготовке и прохождению военной службы задолго до призыва.

Анализируя полученные результаты исследования можно сделать следующие выводы.

  • 1. Период адаптации у адаптированных протекает значительно спокойнее. В целом самочувствие, активность в служебной деятельности и настроения выше среднего уровня, чего нельзя сказать об неадаптированных, многие из которых подвержены негативному настроению, пассивны и постоянно высказывают жалобы на неудовлетворительное самочувствие;
  • 2. Адаптированные менее подвержены состоянию ситуативной и личностной тревожности, в то время как не адаптированные имеют показатели выше среднего, что предполагает склонность к состоянию тревоги, испытание чувства беспокойства и эмоционального дискомфорта;
  • 3. Призывники с высокой адаптивностью воспринимают свои действия важным фактором в организации отношений в своем подразделение и в своем продвижение, добиваются, поставлены целей, пользуются авторитетом. Неадаптированные наоборот, плохо сходятся с сослуживцами, очень переживают неудачи и тяготятся пребыванием в коллективе.
  • 4. Сравнивая показатели адаптивности и эмоционального комфорта у адаптированных, можно утверждать, что они значительно превышают результаты неадаптированных призывников. Это значит, что у последних преобладает меньше положительных эмоции в конкретной ситуации бытия.

Из проведенного исследования видно, что выпускники школ по-разному адаптируются к условиям несения военной службы. Как правило, адаптированные призывники быстрее привыкают к несению службы, занятиям по боевой подготовки и в целом к армейскому быту. Быстро находят друзей в воинском коллективе, даже неудачи или допущенные ими ошибки не дают повода к унынию, а наоборот способствуют их личной организации с целью преодоления недостатка. Неадаптированные значительно труднее входят в армейский ритм жизни. Особенно это заметно в период проведения первых боевых стрельб и вождения боевых машин. Чтобы преодолеть возникающее чувство страха у молодых воинов, старослужащие солдаты первыми выполняют данные упражнения стрельб и вождения. Наглядный пример снимает у призывников чувство страха и неуверенности в себе.

Адаптированные воины более устойчивы по отношению к внешним воздействиям, выражают доверие, склонны к лидерству, не воспринимают угрозу своему «Я» в различных ситуациях, в то время, как неадаптированные имеют более устойчивую склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающих и реагировать на такие ситуации состоянием тревоги.

Исходя из проведенного исследования, для нормальной адаптации выпускника школы к военной службе полагаем необходимым:

- специализированный подбор офицеров и сержантов для работы с молодым пополнением;

- методически грамотное обучение азам военного дела;

- создание уюта в казарме;

- постепенное увеличение физических нагрузок.

Вместе с тем, следует отметить и трудности, возникшие в ходе проведения исследования:

- сбор группы в запланированное время срывался по объективным причинам, приходилось переносить мероприятие на другое время;

- нарушение пространства группы посторонними, (очень много любопытных начальников «А что это вы тут делаете?»), приходилось за дверью выставлять дневального.

Просмотров работы: 12