Дидактический материал - вид учебного оборудования представляет собой печатное пособие, по которому учащиеся самостоятельно выполняют задания преподавателя.
Дидактические материалы по биологии предназначены для организации работы учащихся с учебником при изучении нового материала, а также для закрепления, обобщения и проверки знаний. Кроме того, весьма удобны для организации групповой работы не только на отдельных уроках, но и на серии уроков. Дидактические задания могут служить основой для профессионального ориентирования. Использование дидактического материала положительно влияет на эффективность усвоения учебного содержания, способствует повышение интереса к школьному предмету и экономит время на проведение самостоятельных работ.
Выделяют следующие значимые принципы обучения, реализуемые при разработке дидактических материалов: 1) принцип доступности; 2) принцип индивидуальной направленности; 3) принципы наглядности и моделирования; 4) принцип прочности; 5) принцип познавательной мотивации; 6) принцип проблемности.
Разработка дидактических материалов производится строго по определенным этапам: определение целей обучения на уроке; отбор содержания учебного материала и методики его преподавания; определение области и цели использования дидактических материалов на уроках биологии; разработка уроков с использованием дидактических материалов; проектирование заданий для отобранных уроков; выбор адекватного способа представления дидактического материала; выбор средств, участвующих в разработке; разработка дидактических заданий; формирование методического аппарата; разработка методических рекомендации; выработка критерия оценки результатов обучения; разработка средств контроля знаний и способов их применения; включение дидактического материала в качестве дидактического средства в образовательный процесс использования на уроках биологии; интерпретация полученных результатов.
Дидактические материалы, участвующие в процессе обучения на уроках биологии, могут в себе содержать биологические задачи, иллюстративные задания, таблицы, схемы, тесты, рисунки, вопросы, которые помогают учителю проконтролировать знания учащихся, а школьникам - самостоятельно оценить уровень своей подготовки. Дидактический материал рекомендуется применять систематически, только тогда он обеспечит прочное усвоение материала.