В современной педагогической практике используется большое количество методов обучения, но единой классификации методов не существует, т.к. разные авторы в основу подразделения методов обучения на группы кладут разные признаки, отдельные стороны процесса обучения. Распространенной классификацией методов обучения является классификация, предложенная М.Н. Скаткиным и И.Я. Лернером. Они предлагают делить методы обучения в зависимости от характера познавательной деятельности учащихся по усвоению изучаемого материала на объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, проблемное изложение, частично-поисковые и исследовательские. Характер познавательной деятельности - это уровень мыслительной активности учащихся.
Эвристический (частично-поисковый) метод обучения заключается в организации активного поиска решения выдвинутых в обучении (или самостоятельно сформулированных) познавательных задач либо под руководством педагога, либо на основе эвристических программ и указаний. Процесс мышления приобретает продуктивный характер, но при этом поэтапно направляется и контролируется педагогом или самими учащимися. Основное назначение эвристического метода - постепенная подготовка обучаемых к самостоятельной постановке и решению проблем.
Деятельность педагога заключается в подведении учащихся к постановке проблемы, показ им, как необходимо находить доказательства, делать выводы из приведенных фактов, построить план проверки фактов и т.д. Широко применяется эвристическая беседа, в процессе которой учитель ставит систему взаимосвязанных вопросов, каждый из которых является шагом к решению проблемы. Деятельность учащихся заключается в активном участии в эвристических беседах, в овладении приемами анализа учебного материала с целью постановки проблемы и нахождения путей ее решения и т.д. В эвристическом методе учащиеся не всегда могут самостоятельно решить сложную учебную проблему от начала до конца, а лишь частично. Учитель привлекает учащихся к выполнению отдельных шагов поиска. Часть знаний сообщает учитель, часть учащиеся добывают самостоятельно, отвечая на поставленные вопросы или разрешая проблемные задания.
Сущность частично-поискового метода обучения сводится к тому, что не все знания учащимся предлагаются в готовом виде, их частично нужно добывать самостоятельно; деятельность учителя заключается в оперативном управлении процессом решения проблемных задач. Разработкой содержания эвристических методов в педагогике занимаются В.И. Андреев, А.А. Деркач, В.Я. Ляудис, А.В. Хуторской, С.Ф. Щербак.