В переходный период предлагается постепенный переход с принятого в 1999 г. варианта реализации курсов краеведческой направленности на вариант, предполагающий на выбор общеобразовательного учреждения интегрированное или модульное изучение краеведческих курсов. Таким образом, реализация содержания общего образования краеведческой направленности предусматривается в двух вариантах: интегрированных, в виде автономных курсов.
На изучение географических особенностей края выделяются в общей сложности 2 часа в неделю в основной школе. На изучение своего административного района (города) отводится в общей сложности 17 часов. В результате учащиеся должны иметь целостное представление о главных чертах развития своего региона, его экологических, политических, социально-экономических, демографических особенностях, уметь ориентироваться в причинах возникших проблем развития родного края, сопоставлять тенденции современного регионального, национального и глобального развития в поисках путей решения этих проблем. С целью реализации данного курса необходима разработка УМК по географическому краеведению, в том числе комплекта географических и контурных карт по курсу «География Шадринского района» (7-9 класс).
Реализация поставленной задачи будит проходить по следующим этапам:
Структура и содержание регионального атласа как основы управления устойчивым региональным развитием отражается в тематических картах, которые образуют крупные разделы. Ниже нами приведены укрупнённые названия разделов:
Первый раздел. Вводные карты.
Второй раздел. Природно-ресурсный потенциал.
Третий раздел. Социально-экономический потенциал.
Четвертый раздел. Природные условия формирования экологической обстановки.
Пятый раздел. Антропогенные факторы формирования экологической обстановки.
Шестой раздел. Загрязнение природных сред.
Седьмой раздел. Медико-географическая обстановка.
Восьмой раздел. Качество окружающей среды: районирование, мониторинг и управление.