Оценка результатов налоговой политики РФ в условиях кризиса - Студенческий научный форум

II Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2010

Оценка результатов налоговой политики РФ в условиях кризиса

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Как и во многих других странах, налоговая политика в Российской Федерации на современном этапе претерпела значительные изменения вследствие тяжелой социально-экономической ситуации, вызванной экономическим спадом и падением цен на энергоносители. В результате реформирования налогового законодательства в 2009г. налоговое бремя практически по всем бюджетообразующим налогам было снижено.

«В совокупности со снижением налоговых баз, связанных с падением объемов производства  цен, указанная мера привела к резкому снижению налоговых доходов, как в целом, так и по отдельным налогам» [2, 23]. Объем и структура поступлений основных видов налогов представлены в таблице.

Уменьшение  налога на прибыль в сравнении с показателями аналогичного периода 2008г. на 53,5%  и платежей за пользование природными ресурсами на 46,8 %  объясняется сокращением производства (ухудшением финансовых итогов), снижением НДПИ вследствие падения цен на нефть и ставок налога, а также основной ставки налога на прибыль с 24%  до 20%. В свою очередь, относительное увеличение акцизов (3,8%) и незначительное уменьшение НДФЛ (1%) объясняется повышением ставок акцизов и мерами по поддержке занятости и доходов работников. Рост НДС на 11,1% связан исключительно с изменением порядка уплаты налога.

Основной мерой, направленной на уменьшение налогового бремени на коммерческий сектор, стало  снижение с 2009 года ставки налога на прибыль с 24 до 20%. Однако это меру нельзя назвать антикризисной: налог на прибыль компании платят не из оборотных средств, а после завершения производственного цикла, поэтому никакой стимулирующей роли он не играет. Увеличение ставки налога на прибыль с одновременным освобождением от налога той части прибыли, которая будет направлена на обновление производства, станет своеобразным инвестиционным и инновационным стимулом для хозяйствующих субъектов.

В настоящее время все чаще возникают дискуссии по поводу планомерного снижения ставки НДС не менее, чем на 5 %-ных пункта. Данная мера может оказать стимулирующее воздействие на развитие обрабатывающих отраслей промышленности, где доля добавленной стоимости несравненно больше. Однако эту норму эффективно закрепить  при одновременном повышении ставки налога на прибыль для покрытия в среднесрочной перспективе значительной части выпадающих доходов от снижения НДС.

По данным ФНС РФ за январь - сентябрь 2009г. самый высокий удельный вес в структуре налоговых доходов федерального бюджета принадлежит налогу на доходы физических лиц (25,8 %), внесенные изменения в который характеризуются появлением с 1 января 2009г. новаций социального характера, касающихся увеличения налоговых вычетов. Однако, с целью увеличения собираемости этого налога, более справедливого распределения налоговой нагрузки среди налогоплательщиков более эффективной  мерой стало бы введение прогрессивной шкалы налогообложения.

Таким образом, в процессе исследования действенности принятых Правительством РФ антикризисных мер можно сделать вывод о необходимости изменения общего вектора действий государственной власти, с тем, чтобы использовать финансовый кризис для корректировки промышленной (структурной) политики и укрепления позиций России на мировом не сырьевом рынке.

Список использованных источников

  • 1. Налоговый кодекс Российской Федерации (части первая и вторая).- Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2009. - 602 с.
  • 2. Малис Н. И. Вопросы налогообложения в условиях кризиса // Финансы. - 2009. - №8. -С.23-32.
  • 3. Черник Д. Г. Налоговое планирование в условиях кризиса // Налоговый вестник. -2009. - № 9.- С.51-55.
  • 4. Сайт Федеральной службы государственной статистики. - Режим доступа: http://http://www.gks.ru/
Просмотров работы: 3