Существующий транспортный налог пришел на смену налогам, поступавшим в дорожные фонды, налогу на имущество физических лиц в части налогообложения транспортных средств.
Законом «О дорожных фондах в РСФСР», принятым 18 октября 1991 г. № 1759-1 был предусмотрен налог на пользователей автомобильных дорог, который уплачивали предприятия, объединения, учреждения и организации. Помимо этого, статьей 6 данного закона был предусмотрен налог с владельцев транспортных средств.
Понятие «транспортный налог» не является новым для законодательства Российской Федерации. Впервые транспортный налог был введен указом Президента РФ от 22.12.93 № 2270. Введенный транспортный налог просуществовал около четырех лет.
Следующим налогом, был налог на отдельные виды транспортных средств, установленный Федеральным законом от 8 июля 1999 г. № 141-ФЗ «О налоге на отдельные виды транспортных средств». Налог представлял собой универсальное налоговое изъятие, взимаемое с организаций и физических лиц.
С 1 января 2003 г. в России на смену федерального налога с владельцев транспортных средств в системе региональных налогов был установлен транспортный налог. Диспозиция налога была изменена с федерального на региональный вследствие проведения налоговой реформы. В отличие от прежнего, современный транспортный налог относится к так называемым поимущественным налогам. Его объектом являются транспортные средства, зарегистрированные за гражданами и организациями.
Транспортный налог вводится на территории конкретного субъекта РФ соответствующим законом субъекта РФ. В Тюменской области такой закон был принят 19 ноября 2002 года № 62. В автономных округах подобные законы были приняты: Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 14.11.2002 г № 62 «О транспортном налоге в Ханты-Мансийском автономном округе - Югра» и Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 25.11.2002 № 61-ЗАО «О транспортном налоге в Ямало-Ненецком автономном округе».
Ставки по транспортному налогу в АО значительно превышают ставки Тюменской области, причиной тому является более высокий уровень жизни. Существующие высокие налоговые ставки в ХМАО создают препятствие в добровольной оплате данного налога. Налоговые службы, не имея практического механизма, не могут собрать в полном объеме не стимулирующий высокий налог. Кроме того, данный налог в ХМАО создает условия для перерегистрации транспортных средств в других субъектах РФ, где существуют более низкие ставки, что приведет к утечке налоговых сборов с транспортных средств из Ханты-Мансийского автономного округа [2].
За рубежом существуют различные подходы к налогообложению автотранспортных средств. Например, американская система налогообложения предусматривает невысокие ставки автотранспортных налогов, поэтому доходы от сбора налогов позволяют компенсировать только затраты на содержание и развитие сети автомобильных дорог. Европейская система налогообложения предусматривает гораздо более высокий уровень налогов, которые во многом играют регулирующую роль (сдерживают рост интенсивности движения, покрывают целый ряд внешних издержек, связанных с экологическим ущербом, потерями от ДТП, вторичными последствиями перегрузки автомобильных дорог и др.). Подход, применяемый в Российской Федерации можно отнести к Американской системе налогообложения, но исходя из уровня наших дорог, нам необходимо применять более высокие ставки.
При этом остается открытым вопрос улучшит ли повышение ставок состояние Российских дорог. В РФ очень сложная ситуация, относительно бюрократических «лестниц». Возможно, дополнительные поступления просто «потеряются» в пути до выполнения работ.
Список использованных источников