НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ТРАНСПОРТА: ИСТОРИЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ - Студенческий научный форум

II Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2010

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ТРАНСПОРТА: ИСТОРИЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Налогообложение транспорта имеет свои исторические корни и берет начало от налогообложения имущества граждан как матери­ально-овеществленного дохода. Налоги на средства передвижения возникли гораздо позже налогов на недвижимое имущество, поэтому механизм их взимания не отличается высокой степенью сложности.

Существующий транспортный налог пришел на смену налогам, поступавшим в дорожные фонды, налогу на имущество физических лиц в части налогообложения транспорт­ных средств.

Законом «О дорожных фондах в РСФСР», принятым 18 октяб­ря 1991 г. № 1759-1 был предусмотрен налог на пользователей автомобильных дорог, который уплачивали предприятия, объединения, учреждения и организации. Помимо этого, статьей 6 данного закона был предусмотрен налог с владельцев транспортных средств.

Понятие «транспортный налог» не является новым для законодательства Российской Федерации. Впервые транспортный налог был введен указом Президента РФ от 22.12.93 № 2270. Введенный транспортный налог просуществовал около четы­рех лет.    

Следующим налогом, был налог на отдельные виды транспортных средств, установленный Федеральным законом от 8 июля 1999 г. № 141-ФЗ «О налоге на отдельные виды транспортных средств». Налог представлял собой универсальное налоговое изъятие, взимаемое  с организаций и  физических лиц.

С 1 января 2003 г. в России на смену федерального налога с владельцев транспортных средств в системе региональных налогов был установлен транспортный налог. Диспозиция налога была изменена с федерального на региональный вследствие проведения налоговой ре­формы. В отличие от прежнего, современный транспортный налог относится к так называемым поимущественным налогам. Его объектом являются транспортные средства, зарегистрированные за гражданами и организациями.

Транспортный налог вводится на территории конкретного субъекта РФ соответствующим законом субъекта РФ. В Тюменской области такой закон был принят 19 ноября 2002 года № 62. В автономных округах подобные законы были приняты: Закон Ханты-Мансийского автономного  округа - Югры от 14.11.2002 г № 62 «О транспортном налоге в Ханты-Мансийском автономном  округе - Югра» и  Закон Ямало-Ненецкого автономного округа  от 25.11.2002 № 61-ЗАО «О транспортном налоге в Ямало-Ненецком автономном округе».

Ставки по транспортному налогу в АО значительно превышают ставки Тюменской области, причиной тому является более высокий уровень жизни. Существующие высокие налоговые ставки в ХМАО создают препятствие в добровольной оплате данного налога. Налоговые службы, не имея практического механизма, не могут собрать в полном объеме не стимулирующий высокий налог. Кроме того, данный налог в ХМАО создает условия для перерегистрации транспортных средств в других субъектах РФ, где существуют более низкие ставки, что приведет к утечке налоговых сборов с транспортных средств из Ханты-Мансийского автономного округа [2].

За рубежом существуют различные подходы к налогообложению автотранспортных средств. Например, американская система налогообложения предусматривает невысокие ставки автотранспортных налогов, поэтому доходы от сбора налогов позволяют компенсировать только затраты на содержание и развитие сети автомобильных дорог. Европейская система налогообложения предусматривает гораздо более высокий уровень налогов, которые во многом играют регулирующую роль (сдерживают рост интенсивности движения, покрывают целый ряд внешних издержек, связанных с экологическим ущербом, потерями от ДТП, вторичными последствиями перегрузки автомобильных дорог и др.). Подход, применяемый в Российской Федерации можно отнести к Американской системе налогообложения, но исходя из уровня наших дорог, нам необходимо применять более высокие ставки.

При этом остается открытым вопрос улучшит ли повышение ставок состояние Российских дорог. В РФ очень сложная ситуация, относительно бюрократических «лестниц». Возможно, дополнительные поступления просто «потеряются» в пути до выполнения работ.

Список использованных источников

  • 1. Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».
  • 2. Рэм О. Есть способ не платить налог по личным авто // Учет. Налоги. Право. - 2008 г. - № 8. - С. 12.
Просмотров работы: 13