В соответствии со ст. 87 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) нормативно установлены следующие виды налоговых проверок:
- камеральные, проводимые по месту нахождения налогового органа;
- выездные, т.е. связанные с выходом проверяющих по месту нахождения налогоплательщика;
- встречные, проводимые в связи с проверкой деятельности другого налогоплательщика;
- повторные проверки, проводимые уже после проведенной выездной проверки налогоплательщика.
В настоящее время приоритетным направлением контрольной работы налоговых органов являются камеральная и выездная проверки.
Так, камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе: налоговых деклараций; документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, которые представил налогоплательщик; других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
При проведении камеральной проверки налоговый орган вправе потребовать от налогоплательщика дополнительных сведений, а также объяснений и документов, которые подтверждали бы правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. Кроме того, крайне важен экономический анализ деклараций. Результаты такого анализа позволяют спланировать дальнейшие действия налогового органа при подготовке и проведении выездных налоговых проверок. Выездные проверки обычно проводятся один раз в два-три года, а камеральные - не реже одного раза в квартал.
По мнению Ю.М. Лермонтова, выездные налоговые проверки должны базироваться на данных камеральных проверок. Это и понятно, ведь объектом исследования выездной проверки являются слабые места и нестыковка данных в отчетности налогоплательщика, выявленные в ходе камеральной проверки. Это лишний раз подтверждает, что эффективность проведения камеральных проверок как инструмента систематического и сплошного контроля необходимо повышать.
Совершенствование процедур налоговых проверок последнее время находится в центре внимания всех ветвей власти и бизнеса. Так, согласно законопроекту, разработанному Минфином России, предлагается реализовать меры, которые направлены на совершенствование норм и правил, регламентирующих деятельность налоговых органов и налогоплательщиков.
Во-первых, планируется упорядочить процесс проведения камеральных налоговых проверок. В частности, следует конкретизировать их цели и задачи, установить обязанность налогового органа направлять налогоплательщику уведомление в случае выявления существенных расхождений между показателями текущей отчетности и показателями отчетности предыдущих периодов, определить, в каких случаях могут быть истребованы дополнительные документы, и установить закрытый перечень таких документов. Наконец, необходимо закрепить на законодательном уровне требование о том, что результаты камеральных проверок при обнаружении налоговых правонарушений должны оформляться актом. Во-вторых, планируется усовершенствовать процедуры проведения выездных налоговых проверок. Предлагается установить предельные сроки проведения таких проверок, ограничить основания для проведения повторных проверок и уточнить процедуру взаимодействия налогового органа и налогоплательщика в случае несогласия последнего с результатами проверки.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (части первая и вторая): по состоянию на 1 января 2009года - Новосибирск: Сиб.унив.изд-во, 2009.- 602 с.
2. Лермонтов Ю.М. Налоговые проверки по-новому. - М.: Индекс-Медиа, 2007.- 256 с.