Налоговые поступления в бюджет в условиях экономического кризиса - Студенческий научный форум

II Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2010

Налоговые поступления в бюджет в условиях экономического кризиса

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

По данным АО «Консультант Плюс», с начала 2009 г. вступили в силу более 100 существенных изменений налогового законодательства, 90% которых улучшали положение налогоплательщиков. В результате реформирования налогового законодательства налоговое бремя практически по всем бюджетообразующим налогам было снижено. В совокупности со снижением налоговых баз, связанных с падением объёмов производства и цен, указанная мера привела к резкому снижению налоговых доходов, как в целом, так и по отдельным налогам.

Общая характеристика платежей в бюджетную систему за одиннадцать месяцев 2009 г. продолжает оставаться неблагоприятной: поступления налогов, администрируемых ФНС России, составили чуть более трёх четвёртых от соответствующего периода 2008 г. [1].           

Лидер снижения налоговых поступлений - налог на прибыль. В консолидированный бюджет за одиннадцать месяцев 2009 г. поступило всего 47,8% (1 122,1 млрд. руб.) по сравнению с уровнем прошлого года. Такая ситуация связана со снижением ставки налога на прибыль, поступающего в федеральный бюджет, до 2%. При этом ставка налога, зачисляемого в консолидированные бюджеты субъектов Федерации не снизилась, а увеличилась на 0,5%, а поступления сократились в результате падения прибыли и увеличения числа убыточных предприятий [3].

Поступления налога на добавленную стоимость от реализации товаров и услуг на территории РФ составили 110,1% (1 086,4 млрд. руб.) в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, однако темпы поступлений последовательно снижаются. По всей вероятности тенденция продолжится, так как падение объёмов производства продолжается [2].

Как известно, акцизы зачисляются как в федеральный бюджет, так и в бюджеты субъектов Федерации. В целом поступления акцизов немного выросли (на 3,6%), но при этом, в федеральный бюджет по сравнению с соответствующим периодом прошлого года поступления снизились на  34,9%, а в региональные бюджеты - увеличились на 29,2%. Это связано с ростом поступлений акцизов на нефтепродукты, которые полностью зачисляются в бюджеты субъектов Федерации. Надо отметить, что реализация нефтепродуктов на территории РФ практически не сократилась, а цены, если и упали, то незначительно [3].

Несмотря на то, что контингент плательщиков налога на доходы физических лиц сократился за счёт роста безработных, поступления этого налога существенно не уменьшились (на 0,9%) по сравнению с прошлым годом. Следовательно, можно сделать вывод, что заработная плата и доходы физических лиц растут, так как меры по ограничению в условиях кризиса размеров выплачиваемых дивидендов, отразились на соответствующих налоговых поступлениях: налоги на доходы физических лиц, полученные в виде дивидендов от долевого участия в деятельности организаций, сократились. Снизились и поступления налогов с доходов, полученных в виде всевозможных выигрышей, поскольку резко упало число рекламных акций и кампаний [1].               

Сложная ситуация сложилась с поступлениями платежей за пользование природными ресурсами: они упали на 41,9%, при этом основная часть средств поступает в федеральный бюджет. Можно предположить, что сократившиеся объёмы производства и банкротство многих крупных предприятий предопределили сокращение объёма использования воды, и, следовательно, сокращение налоговых поступлений.

Значительное сокращение налоговых поступлений (на 42,2%) наблюдается по налогу на добычу полезных ископаемых. Это вызвано резким сокращением налоговой базы по НДПИ как за счёт падения цен, в основном на нефть, так и за счёт сокращения объёмов добычи [3].

Подводя итог, необходимо отметить, что сложная экономическая ситуация не может не сказаться негативно на налоговых поступлениях. Однако, нельзя допустить её спекулятивного использования, так как интересы государства требуют, чтобы налоги поступали от всех налогоплательщиков в полном объёме и регулярно, поэтому популизм в формировании налоговой политики и реформировании налогового законодательства недопустим.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Горский И.В., Лебединская Т.Г. Налоговая составляющая бюджета в условиях экономического кризиса/Горский И.В., Лебединская Т.Г.//Финансы.-2009.-№10.- С.44-47.
  2. Малис Н. И. Вопросы налогообложения в условиях кризиса/Малис Н. И.//Финансы.-2009. - №8.- С.23-26.
  3. Сайт Федеральной налоговой службы. - Режим доступа: http://www.nalog.ru/.
Просмотров работы: 0