На сегодняшний день темпы совершенствования законодательства о различных сторонах предпринимательской деятельности не всегда соответствуют реальным потребностям экономики и права.
По результатам анализа действующего законодательства [1, 2, 3, 4], выявлены следующие проблемы:
- не установлен принцип достоверности данных Государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ);
- не реализована функция оперативного информирования заинтересованных лиц об изменении данных в ЕГРЮЛ, а также механизм раннего административного разрешения корпоративных конфликтов и нарушений корпоративных прав;
- не установлен принцип публичной достоверности данных ЕГРЮЛ;
- не предусмотрена юридическая экспертиза содержания учредительных документов;
- фактически допускается множественность органов регистрации юридических лиц, поскольку коммерческие и некоммерческие организации регистрируются различными органами (соответственно налоговым органом и органом юстиции), что порождает различную административную практику применения законодательства;
- не проводится проверка законности и достоверности вносимых изменений регистрирующим органом;
- не установлена должная система информирования заинтересованных лиц о внесении изменений в учредительные документы или сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ.
Проанализировав проблемы действующего законодательства, считаю, что необходимо введение комплекса мер по его совершенствованию:
- основным направлением законотворчества в сфере правового регулирования статуса юридических лиц должно считаться сохранение и поддержание центральной, основополагающей роли общих норм ГК РФ о юридических лицах;
- необходимо полностью урегулировать в ГК РФ статус некоммерческих организаций как юридических лиц (кроме потребительских кооперативов);
- законодательное определение юридического лица в п. 1 ст. 48 ГК РФ следует сохранить, подвергнув его лишь некоторой корректировке путем исключения из него указания на вещный характер прав юридического лица на обособленное имущество;
- следует закрепить принцип целевой (специальной) правоспособности всякого юридического лица, находящегося в стадии ликвидации;
- законодательно (императивно) закрепить дополнительное требование для признания российским правопорядком правоспособности офшорных компаний - их регистрации в ЕГРЮЛ с обязательным раскрытием информации об учредителях (участниках) и выгодоприобретателях;
- введение для юридических лиц только одного учредительного документа - устава. Для хозяйственных товариществ может быть сохранен учредительный договор, имеющий силу устава;
- разделить виды юридических лиц с точки зрения организационной структуры на корпорации (построенные на началах членства) и иные юридические лица некорпоративного характера;
- целесообразно установить также перечень сведений, не подлежащих раскрытию, если иное не предусмотрено законом или учредительными документами юридического лица - корпорации;
- необходимо установить запрет на использование в наименованиях юридических лиц, деятельность которых связана лишь с удовлетворением частных потребностей отдельных субъектов (например, хозяйственных товариществ и всех видов кооперативов), наименований любых публично-правовых образований;
- установить принцип публичной достоверности ЕГРЮЛ;
- установить правила проверки достоверности данных, которые требуются для регистрации юридического лица. При этом установление недостоверности данных должно стать безусловным законным основанием отказа от его регистрации;
- установить обязательную юридическую экспертизу содержания учредительных документов на соответствие законодательству;
- закрепить функции по регистрации всех юридических лиц и ведению ЕГРЮЛ за органами юстиции;
- ГК РФ должен предусматривать возможность взыскания с юридического лица убытков, если они возникли вследствие непредставления, несвоевременного представления или представления недостоверных сведений в ЕГРЮЛ;
- предусмотреть обязательную проверку законности и достоверности вносимых изменений в учредительные документы;
- следует закрепить обязанность своевременного информирования заинтересованных лиц о предполагаемых изменениях учредительных документов или данных, содержащихся в ЕГРЮЛ, на основе рыночных механизмов и на базе современных информационных технологий.
В итоге представляется вполне достижимой и оправданной значительная оптимизация системы законодательства о юридических лицах и индивидуальных предпринимателей, осуществляемая путем сокращения общего количества действующих в этой сфере законов и упрощения самой регламентации при некотором увеличении норм Гражданского кодекса.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ