Соответствие учредительных документов юридических лиц новым требованиям законодательства - Студенческий научный форум

II Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2010

Соответствие учредительных документов юридических лиц новым требованиям законодательства

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

На сегодняшний день темпы совершенствования законодательства о различных сторонах предпринимательской деятельности не всегда соответствуют реальным потребностям экономики и права.

По результатам анализа действующего законодательства [1, 2, 3, 4], выявлены следующие проблемы:

- не установлен принцип достоверности данных Государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ);

- не реализована функция оперативного информирования заинтересованных лиц об изменении данных в ЕГРЮЛ, а также механизм раннего административного разрешения корпоративных конфликтов и нарушений корпоративных прав;

- не установлен принцип публичной достоверности данных ЕГРЮЛ;

- не предусмотрена юридическая экспертиза содержания учредительных документов;

- фактически допускается множественность органов регистрации юридических лиц, поскольку коммерческие и некоммерческие организации регистрируются различными органами (соответственно налоговым органом и органом юстиции), что порождает различную административную практику применения законодательства;

- не проводится проверка законности и достоверности вносимых изменений регистрирующим органом;

- не установлена должная система информирования заинтересованных лиц о внесении изменений в учредительные документы или сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ.

Проанализировав проблемы действующего законодательства, считаю, что необходимо введение комплекса мер по его совершенствованию:

- основным направлением законотворчества в сфере правового регулирования статуса юридических лиц должно считаться сохранение и поддержание центральной, основополагающей роли общих норм ГК  РФ о юридических лицах;

- необходимо полностью урегулировать в ГК РФ статус некоммерческих организаций как юридических лиц (кроме потребительских кооперативов);

- законодательное определение юридического лица в п. 1 ст. 48 ГК РФ следует сохранить, подвергнув его лишь некоторой корректировке путем исключения из него указания на вещный характер прав юридического лица на обособленное имущество;

- следует закрепить принцип целевой (специальной) правоспособности всякого юридического лица, находящегося в стадии ликвидации;

- законодательно (императивно) закрепить дополнительное требование для признания российским правопорядком правоспособности офшорных компаний - их регистрации в ЕГРЮЛ с обязательным раскрытием информации об учредителях (участниках) и выгодоприобретателях;

- введение для юридических лиц только одного учредительного документа - устава. Для хозяйственных товариществ может быть сохранен учредительный договор, имеющий силу устава;

- разделить виды юридических лиц с точки зрения организационной структуры на корпорации (построенные на началах членства) и иные юридические лица некорпоративного характера;

- целесообразно установить также перечень сведений, не подлежащих раскрытию, если иное не предусмотрено законом или учредительными документами юридического лица - корпорации;

- необходимо установить запрет на использование в наименованиях юридических лиц, деятельность которых связана лишь с удовлетворением частных потребностей отдельных субъектов (например, хозяйственных товариществ и всех видов кооперативов), наименований любых публично-правовых образований;

- установить принцип публичной достоверности ЕГРЮЛ;

- установить правила проверки достоверности данных, которые требуются для регистрации юридического лица. При этом установление недостоверности данных должно стать безусловным законным основанием отказа от его регистрации;

- установить обязательную юридическую экспертизу содержания учредительных документов на соответствие законодательству;

- закрепить функции по регистрации всех юридических лиц и ведению ЕГРЮЛ за органами юстиции;

- ГК РФ должен предусматривать возможность взыскания с юридического лица убытков, если они возникли вследствие непредставления, несвоевременного представления или представления недостоверных сведений в ЕГРЮЛ;

- предусмотреть обязательную проверку законности и достоверности вносимых изменений в учредительные документы;

- следует закрепить обязанность своевременного информирования заинтересованных лиц о предполагаемых изменениях учредительных документов или данных, содержащихся в ЕГРЮЛ, на основе рыночных механизмов и на базе современных информационных технологий.

В итоге представляется вполне достижимой и оправданной значительная оптимизация системы законодательства о юридических лицах и индивидуальных предпринимателей, осуществляемая путем сокращения общего количества действующих в этой сфере законов и упрощения самой регламентации при некотором увеличении норм Гражданского кодекса.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации. - М.: Эксмо, - 2009. - 960 с. - ст. 51, 53, 56.
  2. Федеральный закон № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 8 августа 2001 г.
  3. Федеральный закон № 312-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 30.12.2008 г.
  4. Федеральный закон №208-ФЗ «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 г.
Просмотров работы: 1