Налоговые доходы регионального бюджета (на примере Тюменской области) - Студенческий научный форум

II Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2010

Налоговые доходы регионального бюджета (на примере Тюменской области)

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Финансовая самостоятельность региональных бюджетов во многом зависит от величины их доходной базы. В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации в состав доходов бюджетов входят: налоговые доходы, неналоговые доходы, а также безвозмездные поступления. В период реформирования бюджетной системы налоговым доходам уделяется все большее внимание, поскольку они определяют уровень налогового потенциала территории.

Тюменская область занимает лидирующую позицию в экономике страны, в том числе  являясь основным каналом поступлений налогов и сборов в бюджетную систему. Территория, обладающая развитым нефтегазодобывающим комплексом  и транспортной инфраструктурой, продуктивным сельским хозяйством, предоставляющая широкий комплекс различных социальных услуг населению характеризуется и высокими бюджетными доходами.

Налоговые доходы являются основным источником поступлений регионального бюджета Тюменской области. Поступления налоговых и неналоговых доходов за январь-июль 2009 года составили 64 538,2 млн. руб. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года  доходы консолидированного бюджета Тюменской области уменьшились на 32 674,9 млн. рублей или 33,61% . При этом доля неналоговых доходов за отчетный период увеличилась почти на 8,0 процентных пунктов (с 5,9 до 13,9%).

Снижение налоговых доходов составило 35 113,2 млн. руб. (38,4%). Это связано со значительным снижением  перечислений в бюджет по налогу на прибыль организаций на 18 306,4 млн. руб. или 40,5%, налога на добычу полезных ископаемых - на 17 061,5 млн. руб. или 52,4%.  Также следует отметить снижение поступлений НДФЛ - на 4,5% .

Наряду с этим, наблюдается благоприятная тенденция роста акцизов на 38,1%  или 373 млн. руб., и налогов на имущество - на 440,2 млн. руб. или 20%. Однако, доля этих поступлений в структуре налоговых доходов бюджета несущественна.

В структуре налоговых доходов основной удельный вес приходится на налог на прибыль организаций, составляющий 49,3 и 47,5% соответственно в 2008 и 2009 гг., а также на НДПИ, удельный вес которого также сократился с 35,56 до 27,46% в результате сокращения его абсолютной величины более чем наполовину. Третьим по значимости является налог на доходы физических лиц, доля которого возросла с 10 до 15,6%. Кроме того, можно отметить двукратное увеличение доли налогов на имущество (с 2,3 до 4,6%). Остальные виды налогов не оказывают существенного влияния на формирование доходной базы анализируемого бюджета.

В налоговых доходах бюджета Тюменской области на долю прямых налогов приходится 98,9 и 97,6%, а доля косвенных налогов составляет 1,1 и 2,4% соответственно. Поступления от прямых налогов более подвержены влиянию изменения общеэкономической ситуации, чем от косвенных налогов. Поэтому при такой структуре доходной части бюджета области существует уязвимость ее от изменения макроэкономической ситуации.

Таким образом, видим, что налоговые доходы продолжают составлять основу доходной части бюджета Тюменской области, однако их доля постепенно снижается. Обусловлено это, прежде всего тем, что управление налоговыми доходами на уровне области ограничено. Установление новых видов налогов, их отмена или изменение относятся к полномочиям федеральных органов законодательной и исполнительной власти. Полномочия законодательных и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по формированию налоговых доходов соответствующих бюджетов ограничивают введением на своей территории региональных и местных налогов и сборов в пределах прав, предоставленных им налоговым законодательством. При этом перечень региональных и местных налогов невелик.

Определяющее влияние на поступление налоговых доходов в консолидированный бюджет области оказало продолжение проводимой на федеральном уровне налоговой реформы, направленной, с одной стороны, на последовательное снижение налогового бремени на экономику, а с другой - на централизацию доходов в федеральном бюджете.

В результате изменения бюджетного законодательства представительные органы власти субъектов Российской Федерации получили возможность планировать налоговые доходы своих бюджетов на среднесрочную перспективу, перераспределять их между бюджетами субъектов Федерации и местными бюджетами (в рамках региональной части доходов от федеральных налогов), тем самым, обеспечив равноправие субъекта РФ в их налогово-бюджетных взаимоотношениях с федеральным центром. 

Просмотров работы: 7