Некоторые аспекты анализа и прогнозирования налоговых поступлений в федеральный бюджет РФ - Студенческий научный форум

II Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2010

Некоторые аспекты анализа и прогнозирования налоговых поступлений в федеральный бюджет РФ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Рост экономики и модернизация социальной сферы в масштабах региона и страны в целом напрямую зависит от налоговой политики государства. Ее параметры, в свою очередь, определяются множеством факторов, в том числе - прогнозами состояния экономики и доходной части бюджета. В последнее время широко распространена точка зрения, согласно которой уровень налоговых изъятий в России крайне высокий и препятствует экономическому росту. Это подтверждается сегодняшним кризисом в нашей стране. Снижение налогов в этот период, теоретически является объяснимым и неоспоримым шагом, однако на практике все обстоит гораздо сложнее. Для того, чтобы снизить вероятность неподкрепленного ничем дефицита, необходимо произвести точные расчеты доходов бюджета и прогноз на определенную перспективу. Для проведения анализа и прогнозирования доходов бюджетной системы используются данные по поступлениям и задолженностям в бюджет; информация о действующем налоговом и бюджетном законодательстве; сведения о социально-экономическом и финансовом развитии страны в целом и отдельных ее территорий; данные, характеризующие внешнеэкономическую конъюнктуру и ситуацию на мировых товарных и финансовых рынках

Для анализа и прогноза налоговых поступлений принято рассматривать не совокупное поступление всех налогов, а поступления по отдельным их видам. Такой подход позволяет провести не только общую оценку наполняемости бюджета, но и проанализировать эффективность работы налоговой системы, выявить проблемы, расставить приоритеты и предложить доступные пути решения. Количество информации, подлежащей обработке можно значительно снизить путем отказа от прогнозирования поступлений тех налогов, доля которых в общей их сумме невелика.

Разработка прогноза осуществляется на основании показателей налоговой отчетности о базе налогообложения, о поступлении и задолженности по налогам, показателей социально-экономического развития региона, полученных от УФНС России по субъекту РФ, статистических органов, а также из других внешних источников. При создании проекта прогноза необходимо также руководствоваться федеральным законом РФ от 2 декабря 2009г. № 308-ФЗ «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов». Принципиальной характеристикой проекта бюджета и прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период 2010-2012 гг. является то, что при некотором приближении к реальности и потребности экономики эти документы все еще продолжают ориентацию на не оправдывающий себя путь изъятия из обращения и накопления огромных денежных сумм в различных фондах и резервах (Резервный фонд, Фонд национального благосостояния, золотовалютные резервы и др.) и откладывание решения крайне острых экономических и социальных проблем на неопределенное будущее. В результате на период 2010-2012 гг. в этих фондах предусматривается накопить явно избыточные суммы денег, но не предусматривается сколько-нибудь значимых шагов по развитию высокотехнологичных отраслей, обновлению основных фондов, приросту запасов полезных ископаемых, преодолению недопустимой диверсификации по доходам населения, малообеспеченности большей части населения, нормализации пенсионной системы, решению жилищной проблемы, должного развития отраслей социальной сферы.

Главной задачей доработки проекта бюджета и прогноза является преодоление этого тупикового пути, что требует увеличения расходов бюджета на решение этих проблем и активного использования таких факторов экономического роста как инвестиции и доходы населения.

Увеличение доходной и расходной части бюджета следует обеспечить в результате внесения следующих поправок:

  • повышение явно заниженных, как и в прогнозах прошлых лет, темпов роста и объемов ВВП, инвестиций в основной капитал и других показателей социально-экономического развития страны, что позволит увеличить доходную базу бюджета;
  • сохранение (а не снижение) соотношения объема расходов бюджета к ВВП, что будет означать увеличение расходной части бюджета;
  • при наличии профицита бюджета уменьшение примерно на треть отчислений весьма значительных сумм в Резервный фонд и Фонд национального благосостояния.

Также необходимо совершенствование методов разработки бюджета и его прогноза с целью недопущения резких, выходящих за рамки допустимых уточнений, расхождений между параметрами бюджета, прогноза и фактическим исполнением.

Бюджет 2010 г. и планового периода 2011 и 2012 гг. должен заложить основы финансово-бюджетной политики России первой половины ХХI столетия и заполнить концептуальную пустоту денежно-кредитной политики Правительства РФ, проводимую ранее.

Просмотров работы: 2