Совершенствование налога на добычу полезных ископаемых в современных условиях - Студенческий научный форум

II Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2010

Совершенствование налога на добычу полезных ископаемых в современных условиях

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Налог на добычу полезных ископаемых  (НДПИ) - это один из наиболее важных платежей, уплачиваемых недропользователем в бюджет Российской Федерации. Порядок расчета налога, величина его изъятия государством влияет как на экономику отдельных предприятий недропользователей, так и на всю экономику России в целом, отражается на межбюджетных отношениях (табл. 1).

Как видно из данных табл.1, что поступления НДПИ увеличиваются с каждым годом. Так в 2009 году бюджет получил от организаций 1 708 млрд. руб., что по сравнению с 2008 г. больше на 42,6%, а по сравнению с 2007 г. - на 46,9%. 

При этом следует отметить, что добыча нефти и газового конденсата в России в январе-феврале 2009 г. снизилась на 2,1% по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. и составила 78,46 млн т (9,78 млн барр./сутки). В феврале производство нефти в России упало на 9,4% по сравнению с январем с.г. - до 37,14 млн т. [5].

Целесообразно рассмотреть проблемы НДПИ на примере «ЛУКОЙЛа», который является второй крупнейшей частной нефтегазовой компанией в мире по размеру доказанных запасов углеводородов. Доля Компании в общемировых запасах нефти составляет около 1,3%, в общемировой добыче нефти - около 2,3%. Компания играет ключевую роль в энергетическом секторе России, на ее долю приходится почти 19% общероссийской добычи и переработки нефти. [6].

Для Лукойла характерны те же проблемы, которые являются злободневными для российской экономики в целом. Так, в частности, налоговая политика в отношении нефтяного сектора сегодня ориентирована на максимизацию поступления денежных средств в федеральный бюджет - за счет использования благоприятной конъюнктуры мировых цен на нефть в целях создания условий для развития отрасли.

В условиях резко возросших цен на нефть на мировом рынке уровень налоговой нагрузки на нефтяной комплекс значительно возрос. По уровню изъятий государства доходов нефтяной отрасли (за счет налогов, экспортных пошлин и прочих платежей) Россия занимает одно из первых мест в мире.

Как справедливо указывает Юхимова Я.Я., для НДПИ характерно резкое доминирование фискальной функции. Это обусловлено, прежде всего, высокой степенью зависимости российской экономики в целом и доходов бюджета в частности от сырьевого экспорта. Многие недропользователи в России в настоящее время эксплуатируют низкорентабельные платежи, что в условиях единого подхода к взиманию платежей удорожает себестоимость добычи, а это, в конечном счете, ведет к снижению сбора налогов. [2].

Наиболее серьезные изменения в механизм исчисления НДПИ были внесены Федеральным законом от 27.07.2006г №151-ФЗ «О внесении изменений в главу 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»

Дальнейшее совершенствование НДПИ может происходить по следующим направлениям, как это совершенно обоснованно высказано Пудыч Ю.В. Необходимо:

  • аргументировано отстаивать позицию сохранения существующих требований по обеспечению прямого учета добытой нефти;
  • достигнуть терминологической ясности и непротиворечивости Налогового Кодекса РФ;
  • ввести технологический регламент;
  • разработать и принять федеральный закон «О нефти и газе;
  • повысить необлагаемую минимальную цену на нефть;
  • рассмотреть в среднесрочной перспективе (начиная с 2011г.)  возможность отказа корректировки НДПИ с учетом мировых цен на нефть;
  • изменить структуру декларации по НДПИ, для обоснования применения ставки НДПИ без увеличения на Кц;
  • зачислять НДПИ в виде сырой нефти в доходы региональных бюджетов по нормативу 20%;
  • уточнить критерии признания физических лиц и организаций взаимозависимыми лицами для целей налогообложения, а также методы определения рыночных цен и тарифов, в целях повышения налогового контроля за использованием механизмов трансфертного ценообразования;
  • создать биржу по торговле нефтепродуктами;
  • ужесточить санкции за нарушения антимонопольного законодательства в целях избежания злоупотреблений нефтяными компаниями доминирующим положением на рынке нефти и нефтепродуктов;
  • установить дифференциацию ставок НДПИ для малых и средних нефтяных компаний.

Вышеназванные меры позволят создавать действенную и эффективную систему налогообложения нефтяного комплекса, адекватную стратегии решения приоритетных задач развития отрасли и экономики в целом.

СписокК используемых источников

  1. Пудыч Ю.В. Эффективность правового регулирования взимания налога на добычу полезных ископаемых // Налоговый Вестник. - 2007. -февраль. - с. 86-88.
  2. Салина А.И. Налогообложение добычи полезных ископаемых // Налоговый вестник. - 2007. - август. - с. 74-75.
  3. Юхимова Я.Я. Налог на добычу полезных ископаемых и его реформирование //Диссертация кандидата экономических наук. - М.: Б.и. - 2008. - 34. с.
Просмотров работы: 32