Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) - это один из наиболее важных платежей, уплачиваемых недропользователем в бюджет Российской Федерации. Порядок расчета налога, величина его изъятия государством влияет как на экономику отдельных предприятий недропользователей, так и на всю экономику России в целом, отражается на межбюджетных отношениях (табл. 1).
Как видно из данных табл.1, что поступления НДПИ увеличиваются с каждым годом. Так в 2009 году бюджет получил от организаций 1 708 млрд. руб., что по сравнению с 2008 г. больше на 42,6%, а по сравнению с 2007 г. - на 46,9%.
При этом следует отметить, что добыча нефти и газового конденсата в России в январе-феврале 2009 г. снизилась на 2,1% по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. и составила 78,46 млн т (9,78 млн барр./сутки). В феврале производство нефти в России упало на 9,4% по сравнению с январем с.г. - до 37,14 млн т. [5].
Целесообразно рассмотреть проблемы НДПИ на примере «ЛУКОЙЛа», который является второй крупнейшей частной нефтегазовой компанией в мире по размеру доказанных запасов углеводородов. Доля Компании в общемировых запасах нефти составляет около 1,3%, в общемировой добыче нефти - около 2,3%. Компания играет ключевую роль в энергетическом секторе России, на ее долю приходится почти 19% общероссийской добычи и переработки нефти. [6].
Для Лукойла характерны те же проблемы, которые являются злободневными для российской экономики в целом. Так, в частности, налоговая политика в отношении нефтяного сектора сегодня ориентирована на максимизацию поступления денежных средств в федеральный бюджет - за счет использования благоприятной конъюнктуры мировых цен на нефть в целях создания условий для развития отрасли.
В условиях резко возросших цен на нефть на мировом рынке уровень налоговой нагрузки на нефтяной комплекс значительно возрос. По уровню изъятий государства доходов нефтяной отрасли (за счет налогов, экспортных пошлин и прочих платежей) Россия занимает одно из первых мест в мире.
Как справедливо указывает Юхимова Я.Я., для НДПИ характерно резкое доминирование фискальной функции. Это обусловлено, прежде всего, высокой степенью зависимости российской экономики в целом и доходов бюджета в частности от сырьевого экспорта. Многие недропользователи в России в настоящее время эксплуатируют низкорентабельные платежи, что в условиях единого подхода к взиманию платежей удорожает себестоимость добычи, а это, в конечном счете, ведет к снижению сбора налогов. [2].
Наиболее серьезные изменения в механизм исчисления НДПИ были внесены Федеральным законом от 27.07.2006г №151-ФЗ «О внесении изменений в главу 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»
Дальнейшее совершенствование НДПИ может происходить по следующим направлениям, как это совершенно обоснованно высказано Пудыч Ю.В. Необходимо:
Вышеназванные меры позволят создавать действенную и эффективную систему налогообложения нефтяного комплекса, адекватную стратегии решения приоритетных задач развития отрасли и экономики в целом.
СписокК используемых источников