Налоговой нагрузка на экономику России - Студенческий научный форум

II Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2010

Налоговой нагрузка на экономику России

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В сложившихся условиях экономического кризиса налоги становятся наиболее активно используемым рычагом государственного регулирования экономики. Важнейшим показателем, который позволяет оценить меру воздействия регулирующей функции налогов является налоговая нагрузка.

В настоящее время в России не существует единого термина «налоговая нагрузка» и часто данное понятие сравнивают с понятием «налоговое бремя». Обобщив разные точки зрения на определение «налогового бремени» [1,с.36; 3,с.24], считаем, что налоговое бремя это, с одной стороны, отношения, возникающие между субъектами хозяйствования и государством по уплате налогов, с другой стороны, это величина, отражающая потенциально возможное воздействие государства на экономику, посредством налоговых механизмов.

Соответственно, можно выделить два уровня классификации налоговой нагрузки: макроуровень  (на общегосударственном уровне) и микроуровень (на уровне организации или физического лица).

Остановимся подробнее на определении налоговой нагрузки на макроуровне.

В целом не существует  прямой зависимости между показателем налоговой нагрузки и экономическим развитием страны, т.к. это связано: с исторически складывающейся ролью государства в обществе; формами налогообложения; направлениями расходования налоговых доходов.

По оценке экспертов уровень налоговой нагрузки в западноевропейских странах составляет 45-50% ВВП. В Российской Федерации этот показатель в 2008 г. составил 36,6%.

Однако нельзя сравнивать показатель налоговой нагрузки в Российской Федерации с показателями в развитых странах. При сравнении налоговой нагрузки нашей страны с другими странами надо исходить из того, что многие положения, которые абсолютно ясны и понятны для других стран, в отношении российской налоговой системы и её нагрузки на налогоплательщиков должны рассматриваться через призму чрезвычайных особенностей развития экономики России на современном этапе [1,c.37].

Во-первых, данный показатель в России складывается в условиях серьёзных проблем с налоговой дисциплиной (напр., в стране существует система создания различных схем ухода от налогообложения).

Во-вторых, на показатель налогового изъятия ВВП в России влияет показатель собираемости налогов [2,c.44]. Через налоги ВВП рассчитывается исходя из фактически уплаченных в бюджет налогов или же запланированных к поступлению в бюджет на очередной финансовый год.

В-третьих, совокупный показатель налоговой нагрузки в России является несовершённым ещё и потому, что имеются существенные погрешности изменения ВВП.

 В-четвёртых, достаточно частые изменения, вносимые в акты налогового законодательства, не способствуют упрощению процедуры уплаты налогов, а лишь увеличивают налоговую нагрузку на налогоплательщика.

В-пятых, показатель доли ВВП, перераспределяемого через налоговую систему в России и в странах Запада, несопоставим для анализа степени налоговой нагрузки на бизнес. Так, сумма собранных в стране за год налогов поступает как от компаний, так и от частных лиц. Следовательно, при анализе налоговой нагрузки в целом по всей экономике по доле налогов в ВВП надо обязательно учитывать ещё и структуру поступления налогов по юридическим и физическим лицам.

Налоговая система России предусматривает возможность предоставления значительного числа налоговых льгот и преференций. Зачастую их получают как раз те организации, которые имеют относительно большой доход. С точки зрения экономической политики в условиях необходимости государственной поддержки предпринимательства - это правильно, но с позиции налоговой нагрузки - нет, так как её распространение осуществляется неравномерно [3,c.28].

На основе изложенного можно сделать следующие выводы.

1. Налоговая нагрузка на экономику РФ несколько выше, чем в странах с развитой рыночной экономикой.

2. Налоговая система России построена таким образом, что перед ней все равны. Вместе с тем, в российской налоговой системе налоговое бремя перекладывается на определённый круг налогоплательщиков, вследствие чего, они, несмотря на ряд решительных шагов по снижению, продолжают испытывать повышенное налоговое бремя [3,c.29].

3. При анализе воздействия налогов на предпринимательскую деятельность в нашей стране необходимо учитывать особенности российской экономики: низкий уровень налоговой дисциплины, собираемости налогов, неравномерность распределения налогового бремени между предприятием, погрешности измерения ВВП. Эти особенности обязывают сопоставлять не уровень налоговой нагрузки среднестатистического налогоплательщика и величину налоговых ставок важнейших видов налогов, а распределение налогов  между категориями плательщиков и специфику формирования налоговой базы.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Гусева Т.А., Чуряев А.В. Принципы налогового планирования как правового института // Налоговые споры: теория и практика.- 2008-. № 4.- С.36-39.
  2. Опабенко А.П. Проблемы налоговой системы России: теория, опыт, реформа. - М.: Инфра - М, 2008.-191с.
  3. Савченко В.Я. О методике определения налоговой нагрузки //Финансы.-2008.-№5.- С.23-29.
Просмотров работы: 108