Особенности философского мышления разных эпох - Студенческий научный форум

II Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2010

Особенности философского мышления разных эпох

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Философское мышление эпохи Античности: 1) движение от понятия стихии к поня­тию бытия у элеатов; 2) интерес к полисному человеку у сократиков; 3) зарождение коли­чественных (математических) методов у пифагорейцев; 4) описание атомов Левкиппом и Демокритом; 5) систематизация философских знаний Платоном и Аристотелем; 6) формули­ровка парадоксов (апорий) Зеноном; 7) интерес к отдельному человеку у эпикурей­цев и стоиков; 8) проявление атеистических мотивов у Феодора, Карнеада [4, с.106]; космоцентризм (стремление понять мир как целое, его происхождение и сущность), антропоцентризм [2].

Философское мышление эпохи Средневековья: 1) подчинение теологии; 2) соединение догматизма и рационализма; 3) особый интерес к формальной логике [4, с.113]. Принципы: теоцентризм (Бог - центр бытия, природа и человек - творения Бога), креационизм (сотворение мира Всевышним из ничего), провиденциализм (предопределенность спасения мира Богом), теодицея («оправдание Бога» - неслучайность, оправданность зла в сотворенном Богом мире) [1, с.18], сотериологизм - ориентация всей жизнедеятельности человека на спасение души, ревеляционизм (принцип богооткровенности - предполагает существование некоего «таинственного», которое необходимо знать людям для спасения), эсхатологизм (история есть целесообразный процесс, направляемый Богом к заранее предопределяемой цели - царству Эсхатона («царству Божию») [3].

Философское мышление эпохи Возрождения (XΙV-XVΙ вв.): 1) высшая ценность - че­ловек; 2) повышенный интерес к неоплатонизму; 3) история утрачивает сакральный смысл; 4) активное утверждение индивидуальности в науке, искусстве; 5) очищение латыни, возрожде­ние греческого языка; 6) вера в Бога, бессмертие души; 7) опережало возникнове­ние новых социальных классов; 8) порождало героев и антигероев. Представители: Англия (То­мас Мор); Франция (Мишель Монтень, Пьер Шаррон, Жан Боден); Италия (Никколо Макиа­велли, Джордано Бруно, Марселино Фичино); Голландия (Эразм Роттердамский, Гуго Гро­ций); Германия (Якоб Беме) [4, с. 116].

Философское мышление эпохи Реформации (XVΙ-XVΙΙ вв.): 1) существование на стыке Возрождения и Нового времени; 2) появление элементов новой этики, признающей авто­номию человеческой личности; 3) идея активного вовлечения личности в общественные дела расходилась с идеей национального единства; 4) приспособление средневековой мис­тики к учению о внутреннем отношении к Богу; 5) антифеодальная направленность не была осознанной и последовательной. Городские слои только формировались в новый класс; 6) не придавалось большого значения отраслям знания, не связанным с преобразованием церкви; 7) не появилось целой философской системы. Представители: Германия (Ф. Меланхтон, Г. Мюнцер), Швейцария (У. Цвингли), Чехия (Я. Гус), Франция (Ж. Кальвин) [4, с. 118].

Философское мышление Нового времени (XVΙΙ-XVΙΙΙ вв.): 1) критическое отноше­ние к средневековому духовному наследию; 2) поворот к чувственному сознанию; 3) ориента­ция на практические результаты; 4) использование математических методов; 5) по­пытки создать новую модель мира; 6) ограничение влияния религиозно-церковных учений; 7) влияние стагнации в итальянских городах, заката испанского могущества на смещение фило­софских центров. Представители: Англия (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк, Дж. Беркли, Д. Юм), Франция (Р. Декарт, П. Гассенди, Б. Паскаль, Д. Дидро), Голландия (Б. Спиноза), Германия (Г. Лейбниц, И. Кант, Г.В.Ф. Гегель) [4, с. 119].

Философское мышление эпохи Просвещения (XVΙΙΙ в.): 1) рационализм; 2) влия­ние механицизма; 3) интерес к проблеме воспитания; 4) освобождение от некоторой элитарно­сти, присущей философии Возрождения; 5) критика церковных догм; 6) осмеяние и отрицание социальных, правовых устоев феодального общества; 7) расхождение между нравст­венными, социальными идеалами и планами их осуществления; 8) двойственное отноше­ние к революции: страх и надежда; 9) осознание зарождающейся интеллигенции как самостоятельной духовной силы; 10) признание косвенной вины простого народа за невеже­ство и суеверие; 11) внимание к концентрированности и компактности знания (словари, энцик­лопедии); 12) нередко - литературно-художественное выражение идей. Представители: Великобритания (Дж. Локк, Д. Толанд), Франция (Ф. Вольтер, П. Гольбах), Германия (Г. Леси­инг, И. Кант, И.Г. Фихте), Россия (М. Ломоносов, А. Радищев, Н. Новиков) [4, с. 123]. 

Таким образом, знание о мире, человеке и его отношение к миру изменяются от одной исторической эпохи к другой. «Философия - время, постигнутое в мысли» (Г.В.Ф. Гегель) [3].

Литература

1. Жаринов В.М. Философия. Курс-конспект / В.М. Жаринов. - М.: «Издательство ПРИОР», 2002. - 96 с.

2. Моисеева Н.А. Философия / Н.А. Моисеева, В.И. Сороковикова. - СПб.: Питер, 2004. - 352 с.

3. Радугин А.А. Философия / А.А. Радугин. - М.: Центр, 2001. - 272 с.

4. Романов И.Н. Философия. Исследования - тексты - схемы - таблицы - упражнения - тесты. Учебное пособие / И.Н. Романов, А.И. Костяев. - М.: Пед. общество Рос­сии, 2003.

Просмотров работы: 519