Данные статистики свидетельствуют, что в нашей стране ежегодно около ста тысяч детей попадают на воспитание в интернатные учреждения. Эти дети, лишенные родительского попечительства, и оказавшиеся в трудной жизненной ситуации имеют устойчивые формы асоциального поведения, отклонениям в эмоциональном развитии и нуждаются в специально организованном психологическом сопровождении.
Исследования Л.М. Шипициной, Е.И. Казаковой, А.М. Прихожан, Т.Д. Марцинковской, Е.О. Смирновой, В.С. Мухиной и др. показали, что особое внимание следует обратить на механизмы, направления, виды и способы оказания психологического сопровождения эмоционального развития детей дошкольного возраст. Несмотря на достаточно большое количество публикаций по специфике сопровождающей работы психолога с воспитанниками учреждений интернатного типа эта проблема остается недостаточно изученной: не выявлены особенности эмоционального развития детей дошкольного возраста в учреждениях интернатного типа, не определены механизмы сопровождения.
Проведенное нами исследование эмоционального развития детей дошкольного возраста , находящимися в учреждениях интернатного типа, показало, что эти дети имеют негативный жизненный опыт семейных отношений и потому наиболее деструктивному влиянию подвергается их эмоциональная сфера. Именно условия жизни и воспитания в неблагополучной семье приводят к нарушениям в эмоциональном развитии детей. Центральный фактор неблагополучного эмоционального развития - недостаточное удовлетворение аффективных потребностей, то есть эмоциональная депривация.
Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста характеризуется высокой тревожностью и в большинстве случаев агрессивными тенденциями, явными или вытесненными, чувством одиночества. Как следствие дети дошкольного возраста воспитывающиеся в учреждениях интернатного типа имеют нарушения в общении со сверстниками , в основе которого лежит потребность во взаимопонимании и сопереживании; для них характерны сниженные эмоциональность и активность в общении, скупость выражения переживаний. Эмоциональные реакции дошкольников отличаются повышенной напряженность, аффективными срывами, большим накалом эмоциональной фрустрации, выражающимися в агрессии.