В современном мире большую роль играют межличностные контакты, умение быстро, грамотно и эффективно взаимодействовать с разными людьми, организовать свою деятельность и деятельность окружающих. В последние годы наблюдается усиление внимания к проблемам лидерства, развития лидерских качеств в юношеском возрасте.
Эффективность совместной деятельности во многом определяется взаимоотношениями личностей в коллективе. Поэтому изучение условий и факторов, влияющих на межличностные отношения, является одной из наиболее актуальных и практически значимых задач. Важную роль играет степень удовлетворенности потребности в аффилиации, которая выражается в побуждении к общению, к эмоциональным контактам, в стремлении человека быть в обществе других людей.
На данный момент большинство студентов имеют среднюю степень лидерства. При снижении лидерских проявлений уменьшается доминирование демократического и возрастает показатель автократического стиля лидерства.
Степенью лидерства обусловлено и преобладание мотивов аффилиации. Мотив стремления к людям преобладает у студентов с высокой и средней степенью лидерства, а при низкой - мотив страха отвержения.
Выявлено, что демократический стиль лидерства предполагает высокий уровень мотива стремления к людям и средний уровень мотива страха отвержения, автократический стиль - средний уровень мотива стремления к людям и низкий уровень мотива страха отвержения. Либеральный стиль наблюдается при высоких показателях мотива стремления к людям.
То есть, в юношеском возрасте можно наблюдать наличие взаимосвязи между степенью лидерства, стилем лидерства и уровнем аффилиации.