Проблема идеала в философии Канта - Студенческий научный форум

II Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2010

Проблема идеала в философии Канта

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Большинство исследователей считает, что проблема идеала наиболее глубоко и всесторонне была разработана немецкой классической философией. Именно она сформировала понимание данного феномена, которое впоследствии вошло в философский оборот. Свое понимание идеала Кант сопоставляет с платоновской «идеей», которая используется не только в качестве основы для происхождения слова, но и является его сущностной характеристикой. Принимая платоновскую трактовку идей, Кант указывает также и на ряд существенных отличий ее от своего понимания данного понятия.

Прежде всего он отказывается от мнения Платона, что идеи - идеалы являются продуктом божественного рассудка. И.Кант трактует идеал как продукт человеческого рассудка и чувств, его идеал обладает значительным практическим потенциалом и играет существенную роль в человеческой жизни. Таковы, например, идеалы-нормы, культивируемые в обществе. Идеал, согласно Канту, рождается в голове конкретного человека. Философ предлагал оценивать идеал не по его достижимости, а по той роли, которую он выполняет в жизни человека и общества. «Хотя этого совершенного строя никогда не будет, тем не менее следует считать правильной идею, которая выставляет этот максимум в качестве прообраза, чтобы руководствуясь им, постепенно приближать законосообразное общественное устройство к возможно большему  совершенству. В самом деле, какова та высшая ступень, на которой человечество вынуждено будет остановиться, и, следовательно, как велика та пропасть, которая необходимо должна остаться между идеей и ее осуществлением, - этого никто не должен и не может определять, так как здесь все зависит от свободы, которая может перешагнуть через всякую данную границу»[i].

Таким образом, Кант обозначал идеал как регулятивный признак, который обеспечивает возможность совершенствования человеческих поступков. В этом случае идеал может выступать и как критерий их оценки, и как ориентир совершенствования личности. «У нас нет единого мерила наших поступков, кроме поведения божественного в нас, с которым мы сравниваем себя, И благодаря этому исправляемся, никогда, однако, не будучи в состоянии сравниться с ним»[ii].

Кант вполне определенно высказывается о том, что трансцендентность идеала, его принципиальная недостижимость ни в коей мере не означают его бесполезности. «Хотя и нельзя допустить объективной реальности (существования) этих идеалов, тем не менее нельзя на этом основании считать их химерами: они дают необходимое мерило разуму, который нуждается в понятии того, что в своем роде совершенно, чтобы по нему оценивать и измерять степень и недостатки несовершенного»[iii]. Настаивая на мысли о практической недостижимости идеала, Кант повторяет Платона, который также считал невозможной полную и абсолютную самореализацию бесконечной в своем развитии идеи. Таким образом, согласно Канту, идеал является:

  • продуктом человеческого рассудка и чувств;
  • совершенным образцом, недостижимым на практике;
  • регулятивным принципом поведения человека;
  • явлением, обладающим практической значимостью для общества.

Идеал, как горизонт, все время отодвигается в будущее по мере приближения к нему между каждой ступенью «совершенствования» человеческого рода и идеалом всегда лежит бесконечность - бесконечность эмпирического многообразия явлений в пространстве и времени. Как только человек начинает думать что он достиг конца пути (в науке, в политическом строе, в морали и т.д.), так мнимость эта сейчас же обнаруживается для него в виде противоречий, раздирающих его сознание. В науке это положение выражается в том, что по поводу каждого предмета всегда возможны, по крайней мере, две взаимоисключающие теории, равно оправданные и сточки зрения «чистой логики», и с точки зрения опыта.

Согласно Канту, идеал как состояние достигнутого совершенства человеческого рода, представляемое нами уже сегодня, характеризуется полным преодолением противоречий между индивидом и обществом, т.е. между индивидами, составляющими общество. Внутри индивида, внутри его сознания, это состояние выразилось бы как полное преодоление противоречий между всеобщим и единичным, между целым и частью, между умопостигаемым и чувственно-эмпирическим миром, между долгом и влечением и т.п. Каждый шаг по пути прогресса есть, поэтому шаг по пути реализации этого идеала, который люди всегда смутно чувствовали, но не умели теоретически сформулировать его состав. Кант считал свою миссию в истории, состоящей в том, что он в своих сочинениях впервые осознал этот идеал и теоретически.

Просмотров работы: 163