Философские воззрения Джордано Бруно - Студенческий научный форум

II Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2010

Философские воззрения Джордано Бруно

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Одним из крупнейших мыслителей эпохи Возрождения был Джордано Бруно (1548-1600). На его философию оказали существенное влияние идеи Н.Кузанского. Н. Кузанский предварил и подготовил коперниковскую революцию в ас­трономии, которая устранила геоцентризм картины мира Аристотеля-Птолемея.

Пантеистическая философия Бруно явилась высшим результатом развития философской мысли эпохи Возрождения, так как в ней наиболее глубоко определились основные тенденции и особенности Ренессанса: гу­манизм, стихийная диалектика, признание величия природы. Пантеизм Бруно - самая радикальная и последовательная из всех натурфилософских систем итальянского Возрождения, т.к. в постановке и решении важней­ших проблем он пошел дальше своих предшественников.

Один из главных выводов, вытекающих из пантеизма Бруно, - ут­верждение о бесконечности природы. Если у Н. Кузанского учение о бесконечности мира было еще полутеологическим, то у Бруно оно фор­мируется как учение только о природе. Он разработал, по существу, ма­териалистическую концепцию Вселенной. Вселенная едина, матери­альна, бесконечна и вечна. Бесчисленное множество миров находится за пределами нашей солнечной системы. То, что мы видим перед собой, лишь ничтожная частица Вселенной. Земля - малая пылинка в беспре­дельных просторах мироздания. Бруно, следовательно, в своей космоло­гической теории пошел дальше Коперника, который считал мир конеч­ным, а Солнце представлял как абсолютный центр Вселенной. Бруно отрицает наличие такого центра.

Материалистическое мировоззрение Бруно, заключенное в пантеи­стическую оболочку, в качестве основы всего существующего предполага­ет единое материальное начало, обладающее творческой силой. В отличие от схоластов и теологов Бруно возвеличивал природу, материальный мир, который порождает бесчисленные формы жизни из себя самого.

Материя - не аморфное, пассивное начало, она активна, самостоя­тельна. В то же время он считал, что природа - это Бог в вещах. С панте­измом Бруно связана его идея всеобщей одушевленности мира. Следова­тельно, материализм Бруно не является вполне последовательным и завер­шенным. Выясняя источник, движущую силу природы и приближаясь к принципу самодвижения материи, Бруно  пришел  к гилозоизму:  миры движутся вследствие «внутреннего принципа», который есть их «сооственная душа».

Вся природа пронизана активной «мировой душой». Но в гилозоиз­ме Бруно главное - это принцип самодвижения материи, что особенно важно подчеркнуть, так как высказана эта мысль в условиях, когда законы движения небесных тел еще не были открыты. Бруно сыграл значительную роль и в развитии диалектики.

Большое значение для развития философии имела теория познания Бруно. Он выдвинул против схоластических догм церковного авторитета принцип сомнения, утверждая критическое отношение к старым теориям и общепринятым положениям, свободу мысли. Право подвергать сомнению догмы есть первейшее право и обязанность мыслителя. Отбросив «истину веры» и признав лишь истину научного знания, Бруно развивал в основе своей материалистическую теорию познания. Предметом познания, по мнению Бруно, является природа, а задача познания - установить за внеш­ней изменчивостью вещей постоянство природных законов. Процесс по­знания бесконечен.

Философия Бруно оптимистична. Мир в целом гармоничен и со­вершенен, несовершенство и смерть характерны лишь для единичных яв­лений. Бруно вошел в историю философии как мужественный борец за торжество научной мысли. Этот этап явился за­кономерным и необходимым в истории философской мысли. Эпоха Воз­рождения знаменует разрыв со средневековой традицией и переход к но­вому времени, хотя к этому и не сводится роль философии рассматривае­мого периода.

Мыслителями XIV-XVI вв. была разработана картина мира и чело­века, отличная от Средневековья. На смену теологической картине мира пришло новое представление о бесконечности и вечности Вселенной, т. е. сформировалась новая онтология.

Новая картина мира исходила из качественного многообразия явле­ний и вещей, из признания внутренних сил движения и материи, что по­служило главной предпосылкой перехода к новому экспериментально-математическому естествознанию, эпохе классической механики и новой философии XVII в.

Философия Возрождения 'была философией эпохи великих откры­тий, опираясь на которые она боролась за независимость научного и фило­софского знания от теологии и схоластики. Но ее интерес к опытному зна­нию не опирался на научный эксперимент, а произвольные допущения смешивались с подлинными научными открытиями. Не случайно астроло­гические представления, являясь формой учения о единстве и взаимосвязи земного и небесного миров, были тесно связаны с пантеизмом философии Ренессанса.

Философия Возрождения способствовала переходу европейской философии от Средневековья к Новому времени, что и определило ее са­мостоятельное место в философской эволюции человечества.
Просмотров работы: 3711