Психологические аспекты формирования самооценки подростков с нарушениями слуха - Студенческий научный форум

II Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2010

Психологические аспекты формирования самооценки подростков с нарушениями слуха

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Проблема изучения самооценки детей, в том числе и с нарушением слуха, достаточно актуальна в настоящее время. Это связано, во-первых, с гуманистическим и личностно-ориентированным характером образования детей, в рамках которого необходимо пристальное внимание ко всем личностным и индивидуальным особенностям воспитанников, к ним относятся самосознание и самооценка.

Утрата нормальной функции того или иного анализатора в раннем возрасте искажает естественный ход психического развития ребенка и приводит к дисгармониям, то есть к возникновению психологических трудностей.  В отечественной психологической науке развитие личности детей с трудностями слуховой перцепции В.Г. Петрова, В.Л. Белинский, М.М. Нудельман, А.П. Гозова, Т.Н. Прилепская.  Их исследования показали, что в развитии самооценки у детей с недостатками слухового восприятия наблюдаются те же стадии, что и у слышащих, но переход от одной стадии к другой осуществляется на 2 - 3 года позже.

В нашем исследовании принимало участие 60 человек в возрасте от 11 до 15 лет, из них 30 - экспериментальная группа и 30 - контрольная группа. Экспериментальную группу составили лица имеющие трудности слухового восприятия,  учащиеся 5-9 классов государственного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии «Елабужская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат I, II вида для детей с нарушением слуха». Контрольную группу составили подростки 5-9 классов общеобразовательной школы.

Для выявления  особенностей самооценки  мы использовали методику    «Самооценка». Слабослышащие подростки обследованной выборки характеризуются, как правило, неадекватно заниженным уровнем самооценки (67 % обследованных). Исследование показало, что слабослышащие подростки характеризуются неуверенностью в себе, зависимостью от внешних обстоятельств и оценок, пассивностью, эмоциональной ригидностью. Самооценка их существенно занижена, в связи с чем слабослышащим учащимся подросткового возраста показана специальная работа по оптимизации самооценки. Подростки, относящиеся к категории «норма», характеризуются, как правило, адекватной либо неадекватно завышенной самооценкой (63 % и 34 % соответственно). Слабослышащие дети характеризуются неприятием себя, отсутствием внутренней модели Я-идеального, некритичностью к Я-реальному. В условиях нормального развития слуховой функции в данный возрастной период складывается четкое представление об Я-идеальном, вырабатываются критерии оценки Я-реального, происходит переориентировка на внутреннюю оценку своей личности и уход от доминирования в самоотношении оценок окружающих. Самооценка подростков без дефекта слуха достаточно гармонична и адекватна. Так же среди подростков с нарушением слуха встречаются дети с адекватной самооценкой (33% обследованных) - это дети воспитывающиеся в семье. Таким образом, можно сделать вывод, что на формирование самооценки у подростков с нарушением слуха влияет то, в каких социальных условиях (семья или интернат) воспитывался ребенок.
Просмотров работы: 15