Известные сурдопедагоги (С.А. Зыков, Н.М. Лаговский, А.Ф. Остроградский, Ф.А. Pay, Ф.Ф. Pay и др.), раскрывая задачи обучения и принципы воспитания детей с недостатками слуха, указывали на необходимость активного познания окружающей действительности, получения впечатлений и знаний на основе наблюдения жизни, быта, усвоения нравственной культуры ближайшего окружения ребенка и его самостоятельной практической деятельности.
Одним из путей повышения эффективности обучения школьников с нарушениями слуха является широкое использование наглядно-практической деятельности. Наиболее активно эта деятельность реализуется во внеурочной работе с учащимися. Среди множества ее различных форм наиболее эффективным и общедоступным способом выступает экскурсия в природу. В программах школы для детей с нарушениями слуха подобные экскурсии составляют обязательную часть учебно-воспитательного процесса.
На экскурсии усваиваются не только природные явления и объекты, но и формируются представления о природе как о едином целом, отражающими взаимосвязи окружающей среды и деятельности человека. Знания детей, полученные на экскурсии, более конкретны и точны, так как восприятие окружающего мира происходит в естественной природой среде, наглядно-практическая деятельность в естественной, природной обстановке служит базой для формирования полноценных природоведческих понятий, создает условия для эстетического развития внутреннего эмоционально мира ребенка и формирования его нравственных ценностей, стимулирует творческую активность, мышление, способствует формированию основ экологической культуры с позиций личностно-ориентированного подхода.
Систематическое проведение экскурсий позволяет выработать у школьников с нарушениями слуха навыки использования слуховой аппаратуры не только для восприятия речи, но и для восприятия жизни природы, что намного обогащает их интеллектуальное развитие. У детей пробуждается любознательность, что, естественно, выражается в повышении речевой активности.
Успешность проведения экскурсии определяется следующими условиями:
- учет возрастных и психологических особенностей учащихся;
- взаимосвязь внеклассной работы с учебным материалом, соответствие школьной программе;
- реализация краеведческого принципа;
- ориентация на расширение межпредметных связей;
- связь общественной, трудовой и бытовой деятельности;
- формирование комплексных знаний и представлений о взаимосвязях всех компонентов природы.
Соответствие этим условиям должно четко прослеживаться на всех этапах экскурсионной деятельности. Готовясь к экскурсии в природу, важно помнить, что ее организация и проведение требует от педагога больших усилий. При проведении экскурсионных мероприятий воспитатель должен постоянно заботиться об одновременном развитии и совершенствовании речи и мышления детей, обогащении их социального опыта; иметь в виду сложности концентрации их внимания, необходимость использования индивидуальной слуховой аппаратуры.
Любая экскурсионная работа со школьниками включает в себя три этапа: подготовительный, собственно экскурсионный и заключительный. На всех этапах воспитателю может быть оказана разносторонняя помощь со стороны учителей и родителей, что важно для оптимизации для процесса подготовки и проведения экскурсионного мероприятия.
Список тем экскурсионной работы необычайно велик. Существует несколько общедоступных приемов определения темы экскурсии. Тематика локальных экскурсий определяется средой обитания живых организмов в конкретном, относительно четко ограниченном районе. Так, например:
а) ботанические: растительный мир лесопарков и парков города, растения улиц города, флора городских дворов; б) зоологические: животный мир лесопарков и парков города, животные улиц города, фауна городских дворов;
в) экологические (комплексные): обитатели окраинного лесопарка, растения и животные городских дворов, жизнь центрального парка города, флора и фауна городских улиц, жизнь водоемов города.
Материал более сложных сезонных экскурсий подбирается в соответствии со временем года. При планировании такой экскурсии основное внимание необходимо уделить тем объектам (процессам и явлениям, живым организмам и т.д.). Пример сезонных экскурсий:
а) ботанические: раннецветущие (весенние) растения города, позднецветущие (осенние) растения города, листопад в жизни деревьев и кустарников; б) зоологические: сезонные явления в жизни животных (насекомых, птиц, млекопитающих), весенние и (или) осенние перелеты птиц, зимняя активность птиц и млекопитающих; в) экологические (комплексные): весенние явления в природе, осенние явления в природе, зимние явления в природе.
При планировании и осуществлении экскурсионной работы с детьми необходимо учитывать следующее:
1. Постановка целей и задач экскурсии.
Экскурсионное мероприятие должно иметь конкретную цель, достижение которой осуществляется решением поставленных задач. Основная цель любой экскурсии заключается в формировании понятий о взаимосвязях в живой природе, при этом конкретная цель и задачи для каждой экскурсии должны быть сформулированы в соответствии с ее тематикой, с содержанием и подготовленностью учащихся.
При определении задач экскурсия должна иметь следующие аспекты:
2. Предварительное изучение особенностей района проведения экскурсии.
За несколько дней до начала экскурсии педагог предварительно посещает место ее проведения с целью ознакомления с территорией, составления плана маршрута.
3. Определение содержания экскурсии.
Характер содержания должен четко соответствовать теме экскурсии и особенностям местности. При отборе объектов и методических приемов необходимо учитывать возраст учащихся, их индивидуальные особенности, интересы и общий уровень их знаний, а также степень развития возможности воспринимать вербальную и дактильную речь педагога. В содержательной части экскурсии очень важно заранее наметить круг заданий для самостоятельной работы школьников, подготовить карточки-задания для различно мотивированных учащихся и составить перечень вопросов, на которые экскурсантам предстоит ответить.
4. Составление плана экскурсии
План экскурсионного мероприятия педагог выполняет в письменном виде и согласовывает его с администрацией школы. План составляется с учетом целей и задач, структуры экскурсии, ее содержания и учебного времени.
Таким образом, систематические наблюдения за природными явлениями и объектами во внеурочное время, постоянное фиксирование их в устной и письменной формах речи, начиная с младших классов, развивают у учащихся навык познания окружающей действительности, самостоятельной практической деятельности.
Список литературы: