Организация экскурсий в начальном звене специальной (коррекционной) общеобразовательной школы I, II вида - Студенческий научный форум

II Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2010

Организация экскурсий в начальном звене специальной (коррекционной) общеобразовательной школы I, II вида

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Известные сурдопедагоги (С.А. Зыков, Н.М. Лаговский, А.Ф. Остроградский, Ф.А. Pay, Ф.Ф. Pay и др.), раскрывая задачи обучения и принципы воспитания детей с недостатками слуха, указывали на необходимость активного познания окружающей действительности, получения впечатлений и знаний на основе наблюдения жизни, быта, усвоения нравственной культуры ближайшего окружения ребенка и его самостоятельной практической деятельности.

Одним из путей повышения эффективности обучения школьников с нарушениями слуха является широкое использование наглядно-практической деятельности. Наиболее активно эта деятельность реализуется во внеурочной работе с учащимися. Среди множества ее различных форм наиболее эффективным и общедоступным способом выступает экскурсия в природу. В программах школы для детей с нарушениями слуха подобные экскурсии составляют обязательную часть учебно-воспитательного процесса.

На экскурсии усваиваются не только природные явления и объекты, но и формируются представления о природе как о едином целом, отражающими взаимосвязи окружающей среды и деятельности человека. Знания детей, полученные на экскурсии, более конкретны и точны, так как восприятие окружающего мира происходит в естественной природой среде, наглядно-практическая деятельность в естественной, природной обстановке служит базой для формирования полноценных природоведческих понятий, создает условия для эстетического развития внутреннего эмоционально мира ребенка и формирования его нравственных ценностей, стимулирует творческую активность, мышление, способствует формированию основ экологической культуры с позиций личностно-ориентированного подхода.

Систематическое проведение экскурсий позволяет выработать у школьников с нарушениями слуха навыки использования слуховой аппаратуры не только для восприятия речи, но и для восприятия жизни природы, что намного обогащает их интеллектуальное развитие. У детей пробуждается любознательность, что, естественно, выражается в повышении речевой активности.

Успешность проведения экскурсии определяется следующими условиями:

- учет возрастных и психологических особенностей учащихся;

- взаимосвязь внеклассной работы с учебным материалом, соответствие школьной программе;

- реализация краеведческого принципа;

- ориентация на расширение межпредметных связей;

- связь общественной, трудовой и бытовой деятельности;

- формирование комплексных знаний и представлений о взаимосвязях всех компонентов природы.

Соответствие этим условиям должно четко прослеживаться на всех этапах экскурсионной деятельности. Готовясь к экскурсии в природу, важно помнить, что ее организация и проведение требует от педагога больших усилий. При проведении экскурсионных мероприятий воспитатель должен постоянно заботиться об одновременном развитии и совершенствовании речи и мышления детей, обогащении их социального опыта; иметь в виду сложности концентрации их внимания, необходимость использования индивидуальной слуховой аппаратуры.

Любая экскурсионная работа со школьниками включает в себя три этапа: подготовительный, собственно экскурсионный и заключительный. На всех этапах воспитателю может быть оказана разносторонняя помощь со стороны учителей и родителей, что важно для оптимизации для процесса подготовки и проведения экскурсионного мероприятия.

Список тем экскурсионной работы необычайно велик. Существует несколько общедоступных приемов определения темы экскурсии. Тематика локальных экскурсий определяется средой обитания живых организмов в конкретном, относительно четко ограниченном районе. Так, например:

а) ботанические: растительный мир лесопарков и парков города, растения улиц города, флора городских дворов; б) зоологические: животный мир лесопарков и парков города, животные улиц города, фауна городских дворов;

в) экологические (комплексные): обитатели окраинного лесопарка, растения и животные городских дворов, жизнь центрального парка города, флора и фауна городских улиц, жизнь водоемов города.

Материал более сложных сезонных экскурсий подбирается в соответствии со временем года. При планировании такой экскурсии основное внимание необходимо уделить тем объектам (процессам и явлениям, живым организмам и т.д.). Пример сезонных экскурсий:

а) ботанические: раннецветущие (весенние) растения города, позднецветущие (осенние) растения города, листопад в жизни деревьев и кустарников; б) зоологические: сезонные явления в жизни животных (насекомых, птиц, млекопитающих), весенние и (или) осенние перелеты птиц, зимняя активность птиц и млекопитающих; в) экологические (комплексные): весенние явления в природе, осенние явления в природе, зимние явления в природе.

При планировании и осуществлении экскурсионной работы с детьми необходимо учитывать следующее:

1. Постановка целей и задач экскурсии.

Экскурсионное мероприятие должно иметь конкретную цель, достижение которой осуществляется решением поставленных задач. Основная цель любой экскурсии заключается в формировании понятий о взаимосвязях в живой природе, при этом конкретная цель и задачи для каждой экскурсии должны быть сформулированы в соответствии с ее тематикой, с содержанием и подготовленностью учащихся.

При определении задач экскурсия должна иметь следующие аспекты:

  • a) развивающий - развитие эмоционального мира, нравственных ценностей, мыслительных процессов, речи;
  • b) образовательный - расширение кругозора по теме экскурсии, получение, закрепление, уточнение, дополнение знаний, умений, навыков;
  • c) воспитывающий - ознакомление с правилами заботливого отношения к природе, воспитание чувства ответственности перед живой природой,
  • d) коррекционный - развитие устной и письменной форм речи, использование слуховых аппаратов для восприятия и воспроизведения речи, для восприятия звуков природы.

2. Предварительное изучение особенностей района проведения экскурсии.

За несколько дней до начала экскурсии педагог предварительно посещает место ее проведения с целью ознакомления с территорией, составления плана маршрута.

3. Определение содержания экскурсии.

Характер содержания должен четко соответствовать теме экскурсии и особенностям местности. При отборе объектов и методических приемов необходимо учитывать возраст учащихся, их индивидуальные особенности, интересы и общий уровень их знаний, а также степень развития возможности воспринимать вербальную и дактильную речь педагога. В содержательной части экскурсии очень важно заранее наметить круг заданий для самостоятельной работы школьников, подготовить карточки-задания для различно мотивированных учащихся и составить перечень вопросов, на которые экскурсантам предстоит ответить.

4. Составление плана экскурсии

План экскурсионного мероприятия педагог выполняет в письменном виде и согласовывает его с администрацией школы. План составляется с учетом целей и задач, структуры экскурсии, ее содержания и учебного времени.

Таким образом, систематические наблюдения за природными явлениями и объектами во внеурочное время, постоянное фиксирование их в устной и письменной формах речи, начиная с младших классов, развивают у учащихся навык познания окружающей действительности, самостоятельной практической деятельности.

Список литературы:

  • 1. Вариативные воспитательные системы коррекционных учреждений Санкт-Петербурга // Проблемы реабилитации детей с отклонениями в развитии. СПб., 1993.
  • 2. Выготский Л.С. Основы дефектологии // Собр. соч.: В 6 т. М., 1983. Т.5.
  • 3. Зыков С.А. Проблемы сурдопедагогики: Избр. тр. М., 1997.
  • 4. Леонтьев А.А. Психология общения. М, 1997.
  • 5. Малофеев Н.Н. Современное состояние коррекционной педагогики // Дефектология. 1996. № 1.
  • 6. Никитина М.И. Перспективы развития образовательных и воспитательных систем в детских учреждениях для детей с нарушением слуха // Инновационные подходы к обучению и воспитанию детей с нарушенным слухом. СПб., 1997.
  • 7. Никитина М.И., Пенин Г.Н., Пономарева З.А. Воспитание младших школьников с нарушением слуха. СПб., 1996.
  • 8. Пономарева З.А. Учебные задания по методике воспитательной работы в школах-интернатах для детей с недостатками слуха. СПб., 1992.
  • 9. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений I и II вида. М., 2003.
  • 10. Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. М, 2002.
  • 11. Сурдопедагогика / Под ред. А.И. Дьячкова. М., 1963.
  • 12. Сурдопедагогика / Под ред. Е.Г. Речицкой. М., 2004.
  • 13.Содержание и организация воспитательной работы в школе-интернате для слабослышащих детей в условиях группы-класса. М., 1997.
Просмотров работы: 25