В настоящее время одной из важнейших задач развития образования в России, является гуманизация общества, которая требует нового типа взаимоотношений между людьми, отношений построенных на гуманистической основе, на уважении к индивидуальности каждого. Адекватное восприятие ребенка, умение проникать в его внутренний мир, почувствовать его психическое состояние в каждый отдельный момент характерно для компетентностного, гуманистического подхода.
Компетентностно-гуманистический подход предполагает обновление содержания образования и всего образовательного процесса, требующего построения особых коммуникативных форм. Педагог должен научиться пользоваться приемами разного погружения детей в учебный материал, индивидуализируя условия развития и коррекции для каждого ребенка, нуждающегося в этом, при коллективном образовании в детском саду.
Одним из путей реализации этой задачи, на наш взгляд, является ознакомление с художественной литературой, направленной на формирование коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста. На основе анализа психолого-педагогических исследований мы предлагаем следующее определение коммуникативной компетентности.
Коммуникативная компетентность - интегративное свойство личности, включающее в себя систему языковых знаний и умений, направленных на конструктивно-позитивную речевую деятельность и речевое поведение; умения и навыки взаимодействия эмпатического характера на основе диалогического сотрудничества, взаимопонимания; способности вариативного оптимального взаимодействия в речевой деятельности на основе сотрудничества; ценностные и мировоззренческие установки, направленные на построение доверительных отношений, толерантность к другому мнению; творчество и самообразование.
Восприятие художественного произведения - сложный психический процесс. Оно подразумевает умение понять, узнать изображенное; но это только познавательный акт. Обязательным условием художественного восприятия является чувственная окрашенность воспринятого, выражение отношения к нему (П.М. Якобсон, Б.М. Теплов, А.В. Запорожец и др.). А.В. Запорожец отмечал: «эстетическое восприятие не сводится к пассивной констатации известных сторон действительности, хотя бы очень важных и существенных. Оно требует, чтобы воспринимающий как-то вошел внутрь изображаемых обстоятельств, мысленно принял участие в действиях». Через художественную литературу ребенок уподобляет себя, и отождествляет себя с персонажем художественного произведения, учится позитивно взаимодействовать с другими людьми. Формировать у ребенка коммуникативную компетентность можно через такие произведения как :К.Д. Ушинский «Слепая лошадь», народные сказки «Морозко», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Снегурочка», «Лисичка-сестричка и серый волк», «Царевна-лягушка», «Василиса Прекрасная», «Крылатый, мохнатый да масленый», «Сивка-бурка», Л.Н Толстой «Лев и собачка», Г.-Х. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик», Р. Киплинг «Рикки-Тикки-Тави» и др., где ярко показаны ситуации эмпатического взаимодействия, сотрудничества, направленных на построение доверительных отношений, умению проявлять терпимость к другому мнению, вызывать у дошкольников желание быть похожими на любимых героев.
Литература