Повышение качества экологического образования детей старшего дошкольного возраста - Студенческий научный форум

II Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2010

Повышение качества экологического образования детей старшего дошкольного возраста

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Одной из существенных тенденций, характеризующих начало ХХI. в., является переосмысление ценностей образования, которые общество напрямую связывает с качеством образовательных услуг. Педагогическое сообщество, ориентируясь на приоритеты, провозглашенные в нормативных документах, собственное понимание важных аспектов реформирования образования, ищет пути и возможности повышения качества образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях.

Научная и педагогическая общественность все более осознает «экологическую недостаточность» на всех уровнях образования. Одной из важнейших причин экологического неблагополучия является низкая экологическая культура людей, отсутствие у них экологического самосознания и четкой позиции на природоохранную деятельность. Поэтому одним из значимых путей изменения современной экологической ситуации в стране является экологическое образование.

Дошкольное детство является фундаментальным этапом формирования основ экологического образования, так как именно в этот период ребенок проявляет огромный интерес к миру природы, а эмоционально-чувственная восприимчивость делает этот период основополагающим. Организация нравственно-ценных переживаний - сочувствия живому, заботы о нем, удовольствия от совершения доброго поступка - способствует тому, что нормы отношения к природе не просто узнаются, но и «проживаются» ребенком, приобретают для него ценность, обеспечивая тем самым формирование мотива гуманистического отношения к миру.

Становление экологической воспитанности ребенка - наиболее важный результат экологического образования в дошкольном детстве. И если наряду с этим дошкольником освоены элементарные знания о живом и умения взаимодействия с природными объектами, сформированы представления о животном и растительном мире, благодаря чему его добрые намерения воплощаются в гуманном поступке в природе, то можно утверждать, что ребенок станет экологически образованной личностью.

Актуальность исследования заключается в необходимости повышения качества экологического образования дошкольников и связана с социальным заказом современного общества. В 90-е годы ХХ века появился ряд дополнительных, авторских экологических программ: программа экологического образования дошкольников старшей и подготовительной к школе групп «Наш дом - природа» (Н.А. Рыжовой), парциальная программа экологического воспитания и образования детей 3 - 7 лет «Паутинка» (Ж.С. Васякиной), парциальная программа и технология экологического воспитания дошкольников «Юный эколог» (С.Н. Николаевой), парциальная программа экологического образования «Мы» (Н.Н. Кондратьевой, Т.А. Шиленок и др.), региональная программа «Экология для малышей» (Е.В. Гончаровой). Однако наличие широкого спектра комплексных, парциальных программ на современном этапе развития педагогической науки не обеспечивает педагогам возможность качественного решения проблем экологического образования детей дошкольного возраста.

За последние годы экологическое образование дошкольников стало одним из важных направлений дошкольной педагогики и реализуется во многих дошкольных учреждениях страны. Качество образования сопряжено с грамотным управлением образовательными процессами. Анализ литературы позволил нам определить, что качество образования как некий феномен и атрибут образовательного процесса обладает проектной природой, оно всегда зависит от профессиональной компетентности руководителя и способности его проектировать систему управления. В связи с этим, управление качеством образовательного процесса должно обеспечивать целенаправленное, комплексное, скоординированное воздействие как на педагогический процесс в целом, так и на отдельную личность. Образовательные программы экологического дошкольного образования выделяют критерии, обозначающие те условия, которые необходимо создать в педагогическом процессе дошкольного учреждения для обеспечения тех или иных качеств в развитии ребенка. В связи с этим и управление должно быть ориентировано на содержание, методы, средства, среду, что приведет к качеству результата педагогического процесса.

Наше дошкольное образовательное учреждение работает по программе «Детство». Главной целью раздела экологического образования в данной программе является формирование экологической воспитанности детей. Экологическую воспитанность мы рассматриваем как интегративное качество личности ребенка, включающее когнитивный, эмоционально-мотивационный и деятельностный компоненты.

В ходе констатирующего эксперимента мы выявляли уровень экологической воспитанности у старших дошкольников, а также уровень профессиональной компетентности воспитателей по этой проблеме. На основании данных, полученных в результате контроля, можно сделать вывод, что педагоги  имеют средний уровень знаний по проблеме экологического образования детей: знают программные цели и задачи, содержание программы, методы и приемы экологического образования в своей возрастной группе. Качество знаний теории и методики экологического образования педагогов в среднем составил 56%. Вместе с тем, выявлен низкий уровень знаний педагогов о том, что природа используется как средство всестороннего развития детей, а также вопросов, касающихся ухода за животными, правил их содержания,  вопросов  организации природоохранных  акций (100% педагогов), знаний критериев отбора и экологического фактического материала (75%), экологического подхода к пониманию многообразия в живой природе (65%).

В процессе осуществления экологического образования дошкольников, педагоги планируют и проводят различные виды занятий: занятия познавательного цикла (математика, развитие речи, конструирование), занятия художественно-эстетического цикла, организуют коллективный труд, повседневные прогулки, экскурсии экологического содержания по территории детского сада. Однако недостаточно используются нетрадиционные методы и формы работы (экологические праздники и досуги, акции, экологические проекты и др.). Слабым местом у 50% воспитателей старших групп являются наблюдения. Чаше всего они недостаточно интересны большей массе детей, однообразны в своем содержании и приемах, результаты наблюдений лишь изредка фиксируются в календаре природы.

Сказанное выше и объясняет недостаточно высокий уровень сформированности экологической воспитанности у детей. Обладая хорошими экологическими знаниями, большинство детей не реализуют их в деятельности. Многие дети, сталкиваясь с малейшими трудностями, бросают работу по уходе за обитателями природы или просят сделать работу за них. Лишь некоторые, обратившись за помощью и получив небольшую подсказку, стараются выполнить задание самостоятельно. Единицы детей выполняют задания, не обращаясь за помощью к педагогу.

На основе выявленных в первой главе теоретических положений и опыта практической деятельности нами была разработана технология процесса управления качеством экологического образования в ДОУ. Она состоит из плановых мероприятий и включает следующие направления: сбор информации; изучение работы педагогов в организации развивающей среды; систему методической помощи; организацию условий; взаимодействие с родителями.

Данная технология предполагает комплексную работу со всеми субъектами образовательной деятельностью ДОУ: детьми, родителями, педагогами. В рамках реализации технологии управления качеством экологического образования в ДОУ проведены мероприятия в соответствии с её направлениями:

  • 1. Составлен банк теоретико - методологических данных по проблеме.
  • 2. На теоретических семинарах изучен передовой педагогический опыт по экологическому образованию.
  • 3. Составлен банк диагностического инструментария, включающий в себя карты профессиональных знаний, умений и навыков воспитателей по руководству экологическим образованием детей старшего дошкольного возраста; карты обследования уровня экологической воспитанности дошкольников в различных видах детской деятельности (познавательные занятия, коллективный труд, игры), опросники и анкеты для педагогов и родителей; карты обследования эколого-образовательной среды.
  • 4. Проведен тематический контроль.
  • 5. Проведены семинар - практикум «Воспитание гуманного отношения к природе через освоение детьми природной среды», педагогический совет в форме деловой игры по теме: «Что такое экологическое образование в ДОУ?»
  • 6. Организована выставка методической литературы на тему: «Экологическое образование дошкольников».
  • 7. С родителями дошкольников организованы следующие формы работ экологического направления: анкетирование, родительские собрания, консультации, лекции, индивидуальные беседы, конкурсы, праздники, круглый стол, день открытых дверей.
  • 8. Проведены экологические акции «Спасти и сохранить», «Посади дерево», «Елочка-зеленая иголочка».
  • 9. Организованы экологические праздники для детей.

Таким образом, технология управления качеством экологического образования характеризуется полнотой реализации этапов организационно-педагогической деятельности всех участников образовательного процесса по созданию развивающей среды с использованием соответствующих средств, направленных на достижение первоначально поставленных целей.

Просмотров работы: 9