Формирование у старших дошкольников дружеских взаимоотношений средствами русской народной сказки - Студенческий научный форум

II Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2010

Формирование у старших дошкольников дружеских взаимоотношений средствами русской народной сказки

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Для дошкольной педагогики становится актуальным поиск эффективных путей и средств формирования взаимоотношений, влияющих на становление общественно ценных качеств личности ребёнка и определяющих его поведение в обществе сверстников.

Особое значение в формировании личности старших дошкольников имеют отношения, которые строятся на основе доброжелательности.

В психолого-педагогической литературе понятие «дружба» определяется в качестве устойчивого чувства (Ж.-Ж.Руссо, В.Сухомлинский, Е.И. Кульчицкая, А.А.Аржанова и др.); содержательных взаимосвязей между детьми (С.А.Козлова); избирательной эмоциональной привязанности (И.С.Кон). В целом понятие «дружба» - это не только чувства, эмоциональная привязанность, но и феномен нравственных категорий, таких, как сочувствие и сопереживание. Помимо этого здесь очень важна взаимопомощь, как независимая, самостоятельная нравственная категория, так и некая составляющая в структуре дружбы. Для воспитания коллективных взаимоотношений появление такого феномена, как дружба, имеет смыслообразующее значение. Дружба как наиболее близкая связь между детьми ускоряет процесс действенного осознания социальных взаимоотношений.

В связи с этим вопросы воспитания устойчивого доброжелательного отношения старших дошкольников к сверстникам в процессе изучения русских народных сказок определяют актуальность предпринятого исследования.

Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке педагогических условий формирования представлений о дружеских взаимоотношениях у старших дошкольников со сверстниками в процессе изучения русских народных сказок.

В процессе работы был определен комплекс педагогических условий обеспечивающих воспитание доброжелательных отношений между детьми. Это планомерная организация воспитателем содержательного опыта общения, обеспечивающего каждому ребенку активную позицию в проявлении доброжелательности на основе последовательного вовлечения детей в разнообразную увлекательную деятельность нравственного содержания, движимую мотивами заботы, помощи, внимания. Поэтапная методика, обеспечивающая единство формирования у детей практических умений, нравственных представлений и постепенного накопления вариативного опыта доброжелательных отношений; личностно-развивающая позиция педагога в воспитании отношений доброжелательности у старших дошкольников.

Существуют различные методы и приемы воспитания дружеских взаимоотношений у старших дошкольников, но наиболее оптимальным являются изучение русских народных сказок. Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, целесообразно формировать своим собственным примером, а также с помощью народных сказок.

Формирование дружеских взаимоотношений возможно через все виды русских народных сказок, ибо нравственность и дружелюбность изначально заложена в их сюжетах.

Процесс воспитания отношений доброжелательности старших дошкольников в процессе изучения сказок представляет собой поэтапное решение задач взаимодействия воспитателя и детей и включает: этап накопления первичного опыта доброжелательных отношений дошкольников при условии активной обучающей роли педагога; этап освоения вариативного опыта доброжелательных отношений старших дошкольников при условии партнерской педагогической позиции воспитателя; этап широкого вариативного практикования детьми опыта доброжелательных отношений в процессе театрализации при активной позиции ребенка и косвенной роли воспитателя.

Инсценируя сказки, дети разыгрывают коммуникативные ситуации, связанные с применением правил этикета. Чтобы добиться наибольшего эффекта в усвоении дошкольниками этических норм поведения, необходимо постоянно обращать внимание на поведение детей в группе и семье. Поэтому очень важно установить тесный контакт воспитателей с родителями, с тем чтобы предъявлять к детям единые требования.

Просмотров работы: 20