Проблема общения младших школьников со сверстниками и взрослыми традиционно занимает одно из центральных мест среди проблем психологической помощи детям. В настоящее время в образовательных учреждениях Ростовской области, как и по всей России, происходит постепенное увеличение числа детей, испытывающих трудности в общении, в адаптации к школе и социальному окружению. Современное развитие образования в нашей стране ориентировано на тесную взаимосвязь с семьёй, особенно на начальном этапе обучения. В этих условиях важное значение сохраняют вопросы изучения семьи, ребёнка и особенностей воспитания в ней. Несомненно, особенности общения младших школьников напрямую зависят от типа воспитания в семье.
Цель нашего исследования - выявить особенности коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста в семьях с разным типом воспитания.
Коммуникация как субъект - субъектное взаимодействие представляет собой сложнейшее социальное явление, которое рассматривается в психологии на теоретическом, экспериментальном и прикладном уровнях уже более века и всё же остаётся недостаточно изученным феноменом. Значимость проблемы общения младших школьников можно объяснить тем, что именно оно позволяет обратиться исследователю к самому существенному - «человеческому в человеке» (В. И. Слободчиков).
Теоретический анализ литературы показывает, что понятия «коммуникация» и «общение» тесно связаны, но содержание последнего гораздо шире. Вся совокупность социальных отношений общества независимо от их масштабности (микро- или макросреда) может рассматриваться как одно из проявлений и результатов общения между людьми. Тогда как под термином коммуникация подразумевается общение между людьми, отражающее уровень их информированности в какой-либо области.
Проанализировав имеющуюся литературу по нашей теме, был сделан вывод: тип семьи влияет на особенности коммуникации младших школьников.
Можно утверждать, что гармонизация детско-родительских отношений является одним из приоритетных направлений социально-педагогической деятельности по созданию благоприятных условий успешного развития коммуникативных навыков ребёнка со сверстниками и укрепления воспитательного потенциала семьи в целом.