Мы исходим из предположения о том, что дети, занимающиеся танцами, отличаются дифференцированностью и обобщенностью эмоциональной сферы в области высших эмоций в отличие от детей, не занимающихся танцами.
Целью нашего исследования является изучение развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, занимающихся танцами и не занимающихся танцами.
В своем исследовании мы использовали проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций «Домики» О.А. Ореховой.
В исследовании приняли участие дети в возрасте от 6 до 8 лет, которые на протяжении года посещают кружок хореографии в Доме детского творчества, в количестве 16 человек, а так же дети 6-7 лет, посещающие подготовительную группу МДОУ № 3 п. Светлый, Саратовской обл., а также учащиеся 1-го класса (7-8 лет) СШ № 2 в количестве 16 человек. Итого выборка составила 32 человека.
В результате нашего исследования были получены следующие данные:
1. В группе детей, занимающихся танцами, 33% детей с нарушениями в эмоциональной сфере - доминирующий внутренний дискомфорт, напряжение, тревожность, страхи. В группе детей, не занимающихся танцами - 48%.
2. В двух исследуемых группах наблюдались инвертированные дети, т.е. те дети, которые положительные социальные явления, такие как счастье, дружба, справедливость, обозначают наименее предпочитаемыми цветами.
3. Для детей из группы, не занимающийся танцами, характерен больший разброс выбора цветовых решений. В этой группе дети продемонстрировали как адекватное восприятие эмоций, так и инвертированное. Дошкольникам и младшим школьникам этой группы в меньшей степени характерна сформированность системы социальных чувств, дифференцированность эмоциональной сферы ребенка.
4. Расчет значимости различий (критерий Манна-Уитни) показал, различия между выборками значимы и на статистическом уровне только по таким социальным эмоциям, как «счастье», «дружба».
Таким образом, для детей, занимающихся танцами, в отличие от детей, не занимающихся танцами, характерна сформированность системы социальных чувств, тонкость, дифференцированность эмоциональной сферы.