Главным образом, стремление к социальному признанию актуализируется в подростковом и раннем юношеском возрасте (А. Маслоу, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, В.С. Мухина) как ведущая потребность в самоутверждении через завоевание признания со стороны окружающих подростка людей (взрослые, родители, друзья, сверстники).
В программах школьного образования (10 класс) произведения Ф.М Достоевского - неотъемлемая часть содержания уроков литературы (произведения «Идиот», и др.). Возникает вопрос, насколько эти литературные произведения обладают потенциалом ответить на актуальные для этого возраста вопросы? В частности, каким образом в этом произведении раскрывается потребностно-мотивационная сфера личности, проявление потребности в признании в жизнедеятельности героев, их общении.
Мир художественных литературных образов имеет особенно большую ценность для психологии (М.М. Бахтин, Б.С. Братусь, Л.С. Выготский, А. Адлер, К. Леонгард, Г. Олпорт, З. Фрейд и др.).
На основании результатов экспертной оценки нами было проанализировано стремление к социальному признанию у персонажей романа «Идиот» Ф.М. Достоевского. В качестве экспертов выступили учащихся 10-х классов общеобразовательных школ и учителя литературы.
В результате проведенного анализа содержания романа выявлено, что наименьшей степени стремятся к признанию такие персонажи как Иволгин Николай и князь Мышкин. Максимально изучаемая потребность выражена у персонажей женского пола - Барашковой Настасьи Филипповны и Епанчиной Аглаи. У женских персонажей данное стремление выражается в следующих характеристиках: «хочет, чтобы любили», «привлекает внимание своими поступками» и «хочет, чтобы считались «значимые люди» (родители, друзья и т.п.)». У мужских персонажей стремление к признанию наиболее представлено в следующих характеристиках: «стремится доказать другим свою позицию, взгляды», «хочет, чтобы считались «значимые люди» (родители, друзья и т.п.)» и «стремится к почестям».
Изучение творчества Ф.М. Достоевского представляет большой интерес для старшеклассников в силу глубоко психологического описания межчеловеческих отношений и принятия отдельных паттернов поведения героев романа для себя.