В настоящее время возрастает роль личности педагога в процессе формирования индивидуальности учащихся, так как в современных условиях гуманизации образования особенно остро стоит задача развития личности учащихся, изучения их индивидуальных особенностей. Необходимо создание условий, обеспечивающих наиболее полную реализацию потенциала личности и развитие ее способностей, становление индивидуальности каждого конкретного школьника.
Деятельность педагога непрерывно связана с общением, подвержена симптомам постепенного эмоционального утомления и опустошения, что отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности, ухудшении психического и физического самочувствия и может привести к возникновению синдрома эмоционального выгорания.
Эмоциональное выгорание - это динамический процесс, который возникает поэтапно, в полном соответствии с механизмом развития стресса, когда налицо все три фазы стресса: нервное напряжение, резистенция (сопротивление) и истощение.
Эмоциональное выгорание инициируется комплексом факторов, включающих индивидуально-психологические особенности педагога и специфические особенности профессиональной деятельности эмоционального характера. Проанализировав имеющиеся факторы, влияющие на развитие выгорания, можно прийти к выводу, что многочисленные исследования данных факторов не дали ответа на вопрос о том, что же является главным в возникновении этого явления. Какова его основная причина - личностные черты или характеристики деятельности, особенности взаимодействия с клиентами или факторы рабочей среды?
Важно отметить, что авторы статей и работ по эмоциональному выгоранию, говорят о нем неоднозначно. В одном случае как о профессиональной деформации, которая негативно отражается на профессиональной деятельности педагогов, а в другом - как о механизме психологической защиты, который позволяет регулировать психику и защищать ее от негативных эмоциональных воздействий. Проблемой эмоционального выгорания занимались такие ученые как Х. Фрейденбергер, К. Маслач, А. Лэнгле, В.В. Бойко, Т.В. Форманюк и многие другие.
В результате проведенного нами исследования были получены результаты, которые свидетельствуют о наличии показателей сформированной фазы эмоционального выгорания у педагогов, которая характеризуется низкой стрессоустойчивойстью, преобладанием авторитарного стиля деятельности, высоким уровнем утомляемости.