Особенности восприятия эмоций детьми среднего дошкольного возраста - Студенческий научный форум

II Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2010

Особенности восприятия эмоций детьми среднего дошкольного возраста

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Дошкольный  возраст является  важным  этапом  в  развитии  человека. В  этот  период  происходит  становление  и  развитие  фундаментальных  свойств  психики. Ребенок  развивается  как  субъект  общения.

Следует  отметить, что  если  проблеме интеллектуального  развития  детей посвящено достаточно  большое количество  исследований, то  вопросам, связанным  с  развитием эмоциональной  сферы  ребенка, уделено  гораздо меньше  внимания. Эмоциональное  развитие детей,  как  правило,  рассматривалось  в связи  с их коммуникативным развитием  (А.В. Запорожец,  М.И.Лисина, Я.З.Неверович,  Т.А.Репина) или проблемой  готовности  ребенка  к  школе  (Г.Г.Кравцов,  Е.Е.Кравцова). При  этом  проблема  собственно  эмоционального развития  детей  исследовалась  явно  недостаточно,  в  то  время  как  отдельные  ее  аспекты  относительно  изучены. Так,  исследовался  феномен  предвосхищения  эмоций  (А.В.Запорожец,  Я.З.Неверович),  развитие эмпатии  (Л.П.Стрелкова), эмоциональные  реакции  ребенка  на  оценку  взрослого  (Н.М.Трунова), развитие языка  эмоций  у  детей  (О.В.Гордеева),  вопросы  коррекции  их  эмоциональной  сферы (Л.А.Абрамян,  О.А.Карабанова,  А.С.Спиваковская)  и другие  аспекты  этой  проблемы. Таким  образом  ,  к  настоящему  времени  еще  целый  ряд  важнейших  сторон  развития  эмоциональной сферы  детей  оказался  вне  поля  внимания  ученых. В  частности,  это  касается  особенностей  восприятия  эмоций детей  среднего  дошкольного  возраста.

Существенную  роль  в  формировании  эмоциональной  сферы  ребенка  играет  умение  правильно  воспринимать  и оценивать эмоции другого человека. Современные дошкольники не всегда способны не только осознавать и контролировать свои эмоции, но и распознавать  эмоции  других  людей. Поэтому  актуальным  остается  на  настоящий  момент  не  только  изучение  особенностей  восприятия  эмоций  детьми  раннего  и  дошкольного  возраста, но  и  разработка  коррекционно-развивающих программ, способствующих  развитию  у  детей  аналитико-синтетического  типа  восприятия  эмоций.

Цель  исследования заключается в изучении психологических особенностей восприятия эмоций детьми среднего дошкольного возраста.

Исследования проводились с помощью методики Н.Л.Белопольской  «Азбука настроений», и «Номинация эмоционального состояния изображенного человека» разработана А.М.Щетиниой.

В  результате  исследования  было  выявлено, что  типы  восприятия  эмоций  в двух  группах  одинаковы, т.е. довербальный  тип, диффузно-аморфный, диффузно-локальный. Аналитический, синтетический, аналитико-синтетический  типы  восприятия  не  представлены  ни  в одной  группе.

Таким образом, в  дошкольном  возрасте  дети  способны  узнавать  эмоцию, называть  ее  определенным  образом.  Некоторые  дети  способны  выделять  отдельные  элементы  экспрессии. Однако обобщенное  и  целостное  восприятие  эмоций  в  данном  возрасте  еще  не  доступно.   

Просмотров работы: 30