В последние годы негативные изменения в жизни, такие как безработица, ослабление влияния социальных институтов, прежде всего института семьи, приводят к различным поведенческим изменения: противоправным действиям, росту алкоголизма, наркомании, агрессивному поведению. Особенно актуальна сложившаяся ситуация для подрастающего поколения, так как их личность еще только формируется, а значит наиболее восприимчива к этим изменениям. Проблема девиантного поведения вызывает закономерный интерес для руководства, мастеров и воспитателей профессионального училища.
Целью нашего исследования является изучение изменений поведения учащихся в условиях обучения в профессиональном училище. Мы использовали следующие методики:
- методика СОП (А.Н.Орел) - склонность к отклоняющемуся поведению, которая измеряет уровень склонности к девиациям у подростков и юношей;
- методика УСЦД «уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах» (Е.Б.Фанталовой) - уровень внутренней конфликтности.
В результате исследования были получены следующие данные: у учащихся профессионального училища по сравнению со школьниками более выражена склонность к преодолению норм и правил, к агрессии и насилию и склонность к делинквентному поведению, саморазрушающему поведению. Наибольшая положительная корреляция обнаружилась между таким видом СОП, как склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению и внутренней конфликтностью.
Второй по величине положительная корреляция обнаружилась между таким видом СОП, как склонность к агрессии и насилию и внутренней конфликтностью.
Практически не обнаруживается связи между таким видом СОП, как склонность к аддиктивному поведению, волевой контроль эмоциональных реакций и склонность к делинквентному поведению и данными по внутренней конфликтности, у которых произошли изменения в сторону повышения показателей по данному виду СОП.
В результате полученных данных, мы пришли к выводу что в профессиональном училище необходимо ввести коррекционную работу с учащимися в виде лекции, тренингов и других видов психологической деятельности.