Значительная интенсификация учебного процесса, использование новых форм и технологий обучения в средней школе, привело к росту числа детей, не способных без особого напряжения адаптироваться к учебным нагрузкам при переходе из начальной школы на среднюю ступень обучения. Нарушению процесса адаптации младших школьников также способствуют различные социокультурные условия, в которых растет и развивается ребенок: неблагоприятное социальное окружение и неблагоприятная атмосфера в семье.
Целью нашего исследования было выявить основные особенности психологической адаптации младших школьников к условиям обучения при переходе в среднюю школу. Для выявления уровня школьной адаптации ребенка нами были использованы: тест школьной тревожности (Филипса); анкеты для определения мотивированности к обучению и школьной активности пятиклассников (Н.Г.Лускановой); экспресс-диагностический комплекс " РОФЭС ".
Анализ данных показал, значительная часть пятиклассников (50-60 %) адаптируются в течение первых 1,5-2-х месяцев; примерно 20-30 % детей к концу 1-го полугодия и 15% пятиклассников испытывают повышенные трудности болезненной и длительной адаптации к школе, т.е. составляют группу школьно - дезадаптивных детей. У этих детей при переходе из начальной школы в среднее звено наблюдается повышенная тревожность в школе, которая связана с фактором страха не соответствовать ожиданиям окружающих. Поэтому было сделано предположение о том, что одной из причин возникновения тревожности в данной группе является нарушения в системе взаимодействия «ребенок-ребенок». Проведённое обследование показало необходимость создания комплексно-целевой программы, обеспечивающей организацию благоприятной образовательной среды для адаптации школьников и коррекцию нарушений в эмоциональной сфере. В период адаптации детей к условиям обучения в среднем звене школы важно создание в классе атмосферы психологического комфорта и поддержки каждого ученика, развитие адаптивных способностей к любым новым ситуациям. Поэтому диагностика, коррекция и профилактика этих проблем - одни из важнейших задач, объединяющих учителей и школьного психолога.