Цель нашего исследования: проанализировать сложившуюся ситуацию и выяснить, почему граждане не могут правильно вести себя при возникновении чрезвычайных ситуаций (ЧС). Для этого в данном реферативном сообщении мы проведём сравнительный анализ числа пожаров ущерб от них в России и мире, выявим отличительные черты организации противопожарной охраны в разных странах и оценим степень подготовки граждан.
Обработав официальные материалы и проведя анализ информации, мы получили следующую информацию: по данным МЧС России за последние годы число пожаров в нашей стране колеблется в районе 210 тыс. в год. При этом ежегодно гибнет около 15 тыс. человек [3]. В Китае, Индии, Италии количество пожаров аналогично, но потери от них не превышают 8 тыс. человек в год. С чем связано подобное несоответствие?
Во-первых, с организацией противопожарной охраны. Так, например, во Франции пожары происходят каждые две минуты, и лишь в одном случае из 300 огонь становится причиной гибели человека. Происходит это в основном благодаря двум факторам: драконовским профилактическим мерам и четкой организации пожарной службы. В Испании за несоблюдение правил пожарной безопасности закрывают заведение и передают дело в суд. По данным Службы предупреждения пожаров среднее время приезда на пожар в г. Мадриде составило в этом году 6,98 минуты. По официальным данным МЧС России, свыше 103 тыс. населенных пунктов в Российской Федерации находятся далеко за пределами радиуса выезда подразделений Государственной противопожарной службы.
Во-вторых, с наличием в странах добровольной пожарной охраны (ДПО). В США численность (ДПО) в 5 раз превышает профессиональную пожарную охрану, во Франции ДПО составляет 90% численности пожарных организаций, а в Германии 70% пожарных сил страны составляют добровольцы. В нашей стране ДПО пока не получили широкого распространения. [5].
В-третьих, степенью противопожарной подготовки граждан. Несмотря на то, что в Российской Федерации обучение детей и молодежи осуществляется в дошкольных, общеобразовательных учреждениях и в вузах, информации, необходимой для усвоения правил противопожарного поведения, недостаточно. Для организации обучения детей основам пожарной безопасности необходима не только квалификация педагога, но необходимый учебно-методический материал, комплект видео- и кинопродукции, соответствующие детскому восприятию, а самое главное, что отличает данный вид образования с другими странами - реальная практическая подготовка с противопожарными тренировками.
Таким образом, запредельные цифры жертв при пожарах в России, связаны с отсутствием практических навыков у населения, слабым развитием противопожарной службы и законодательства в этой сфере, а также отсутствием добровольной пожарной охраны.
Список литературы: