Информационная организация электронной статьи в газетном дискурсе - Студенческий научный форум

II Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2010

Информационная организация электронной статьи в газетном дискурсе

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В результате развития информационной технологии и создания глобальной сети, издательства и журналисты вынуждены приспосабливать текст и внешний вид электронной газетной статьи к требованиям, предъявляемым глобальной компьютерной сетью. Прежде всего, данные изменения связаны с практической реализацией в электронной статье принципов интертекста и необходимостью адекватно использовать данные принципы. Зачастую, исходя из соображений преимущественно экономического характера, издатели публикуют на сайтах наиболее актуальные и важные статьи номера в аннотировано-сжатой форме, предлагая, тем самым, читателю приобрести более полную печатную версию газеты.

В связи с очевидными различиями, возникающими между традиционным бумажным и электронным форматами дискурсивной деятельности, становится актуальным вопрос о принципах организации электронной статьи в газетном дискурсе, а также об основных отличиях такого варианта представления текста от бумажного варианта.

В настоящее время для Интернета характерно увеличение количества платных сервисов, например, предложения скачать с сайта полную версию фильма за определенную сумму, или заказать книгу в Интернет-магазине. Издатели хотят получать деньги за публикацию своих книг и газет в сети и вынуждены прибегать к различным средствам, чтобы извлечь выгоду из электронных СМИ. Одним из таких средств является размещение на сайте рекламы. В таком случае статья не просто окружается рекламными ссылками, она сама превращается в такие ссылки. Здесь возникает новое понятие в лингвистике - гипертекст, который обеспечивает нелинейную организацию содержания текста, связывая его со множеством других текстов, опубликованных в сети. По ссылкам с одной статьи читатель может перейти на десятки других текстов, различные Интернет-магазины и прочие сетевые ресурсы. В этом проявляется интертекстуальность сетевого дискурса, благодаря которой владельцы Интернет-порталов могут сделать свои страницы более популярными и читаемыми. Кроме того, принцип интертекстуальности реализован в возможности читателя связываться с автором статьи, оставляя свое мнение на форумах и обсуждая ее [статью] с другими пользователями.

Следующим этапом нашего исследования стало рассмотрение электронных версий печатных СМИ на предмет выявления особенностей их структуры. Различными исследованиями в области структуры дискурса занимались Т. ван Дейк, Т. Гивон, Г.Е. Крейдлин, Е.В. Падучева, А.Н. Баранов. В настоящее время на сайтах СМИ можно наблюдать строгое следование схеме новостного дискурса, предложенной ван Дейком. Эта схема состоит из следующих компонентов: краткое содержание (сюда входят заголовок и вводка), главное событие, фон и комментарий. В печатных изданиях порядок и набор этих компонентов может варьироваться. В то же время, в электронной статье ведущую роль всегда играет краткое содержание. Как правило, оно размещается в так называемых «лентах новостей» на главной странице сайта с тем, чтобы привлечь внимание потенциального читателя, а последующие части могут быть сокращены до минимума, содержать ссылки на другие статьи по соответствующей теме и предложение купить бумажный вариант издания.

Несложно заметить, что пространство Интернет-страницы сайта какого-либо СМИ стандартно для любой из его статей. Например, сверху - название издания и дата; слева - ссылки для навигации по сайту; в центре - собственно статья; справа - рекламные ссылки и ссылки на свежие публикации сайта; внизу - ссылки на похожие статьи, данные для обратной связи и реквизиты издания. Сама статья также организована по стандартному образцу; например, фотография, под ней - дата, затем идет заголовок статьи, имя автора, а следом - основной текст. Как правило, в статье не используются цветные шрифты (за исключением гиперссылок); курсив или выделение прописными буквами также встречаются нечасто. Заголовок печатается более крупным шрифтом, а имя автора и вводка выделяются жирным шрифтом; в остальном текст выглядит однородно. Таким образом, внимание читателя не рассеивается по всему тексту, а фокусируется в первую очередь на более информативных частях текста.

Рассмотрев корпус электронных текстов, можно сделать следующие выводы. Во-первых, для электронной статьи главное - это текст, поэтому число картинок сокращается по сравнению с печатной версией либо за счет удаления их со страницы, либо при помощи размещения ссылки на них. Во-вторых, в электронном варианте статья выглядит как лента сплошного текста, где абзацы отделены друг от друга при помощи увеличенного интервала. Таким образом, каждый абзац выглядит как самостоятельная информационная единица, чтение с экрана компьютера облегчается, текст не сливается перед глазами читателя. Деление на колонки, характерное для бумажной прессы, в электронной версии отсутствует, делая процесс восприятия информации максимально простым.

Следует еще раз подчеркнуть, что пространство сети Интернет неоднородно, и сложно говорить о каких-либо единых законах организации электронного текста. В рассмотренных электронных статьях существует явная тенденция к максимальному сохранению содержания исходного текста, опубликованного на бумажном носителе. При этом статья превращается в одну колонку текста, в которой собрано все то, что в газете было представлено в различных блоках информации или на разных страницах.

Просмотров работы: 18