Критерии оценки качества образовательного процесса в вузе - Студенческий научный форум

II Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2010

Критерии оценки качества образовательного процесса в вузе

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
The education system is considered as one of indicators of successful development of a modern Russian society. In article components of quality of educational activity reveal. External and internal systems of an estimation of quality of formation are allocated.

Одним из основных факторов успешного развития общества является эффективное функционирование его социальной сферы и, в частности, системы образования. Эпоха информатизации общества, интеллектуализации всех сфер деятельности, несомненно, предполагает все возрастающую значимость общей и профессиональной образованности населения.

Система образования в России имеет достаточно четкую структуру, включающую: начальное образование, среднее общее и среднее специальное образование, высшее образование и послевузовскую ступень, а также систему повышения квалификации.

Высшее образование сегодня является важнейшей составляющей развития государства, ибо без него невозможно ожидать продвижения науки, культуры, искусства, производства и т. д., что и делает государство сильным.

Современный российский рынок образовательных услуг характеризуется наличием, как государственных учебных заведений, так и работающих на коммерческой основе, которые управляются и финансируются различными путями. Однако, несмотря на существующие различия, и тот и другой тип учебных заведений ответственен перед государством за качество образования. Поэтому проблема качества является центральной в образовательном процессе вуза.

Качество образовательной деятельности характеризуется различными составляющими, включающими такие понятия как: наличие государственного стандарта высшего профессионального образования и качество его реализации; качество профессионально-преподавательского состава вуза; качество организации процесса обучения; качество методического обеспечения учебного процесса, а также качество субъектов обучения.

Выделяются внешняя и внутренняя системы оценки качества образования.

Внешняя система оценки качества образования представлена государственными институтами лицензирования, аттестации и аккредитации учебных заведений и сертификации определенных компонентов профессионального образования. Кроме того, происходит формирование общественных институтов аккредитации на базе различных научно-педагогических и научных ассоциаций и объединений.

Внутренняя система оценки качества образования организуется в образовательных учреждениях в формах итоговой и поэтапной аттестации (самоаттестации) обучаемых, систем оценки абитуриентов, систем психодиагностики и социодиагностики в учебных заведениях, а также в системах самооценки и самоаттестации учебных заведений и их подразделений.

Специфику вуза определяет его основная деятельность - образовательная, главная задача которой - воспитание и подготовка специалистов, конкурентоспособных на мировом рынке.

Создание эффективно действующей системы управления вузом на основе качества и, наряду с ней, комплексной системы непрерывного обучения студентов в области качества позволит существенно повысить уровень подготовки выпускников и их конкурентоспособность на рынке труда.

Требования к выпускникам вуза и критерии их оценки должны содержаться в государственных образовательных стандартах (ГОС). Однако если минимальные требования в какой-то степени в них сформулированы, то критериев оценки соответствия выпускников этим требованиям нет.

Следовательно, необходимо выделить несколько компонентов, определяющих качество образовательного процесса в вузе:

  • роль профессорско-преподавательского состава в вузе чрезвычайно высока, поскольку его интеллект, профессионализм, научный потенциал и умение заинтересовать, установить контакт, найти оптимальную меру взаимоотношений со студентами во многом определяет мотивацию студентов к обучению;
  • наличие признанных научных школ, ибо именно участие в их работе вносит существенный вклад в формирование специалиста, отвечающего современным требованиям;
  • наличие научного подхода к разработке рабочих учебных планов и программ дисциплин;
  • степень обеспечения вузами возможности для самостоятельной работы студентов;
  • степень внедрения информационных технологий в образовательный процесс;
  • финансовая состоятельность вузов.
Просмотров работы: 20