К вопросу о влиянии индивидуального воспитательного пространства личности на качество высшего образования - Студенческий научный форум

II Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2010

К вопросу о влиянии индивидуального воспитательного пространства личности на качество высшего образования

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
In given article the problem of quality of formation from individual approach positions is analyzed. The concept of educational space of the person reveals. Also potential possibilities of individual educational space of the person for higher education improvement of quality are listed.

В условиях современных социально-экономических и культурных преобразований в стране проблема качества высшего образования студентов представляется актуальной и перспективной. Качество образовательной деятельности характеризуется различными составляющими, включающими такие понятия как: наличие государственного стандарта высшего профессионального образования и качество его реализации; качество профессионально-преподавательского состава вуза; качество организации процесса обучения; качество методического обеспечения учебного процесса, а также качество субъектов обучения.

Качество образования самым непосредственным образом зависит от личностных характеристик обучаемого. Здесь огромную роль играют мотивация в выборе факультета, в выборе специальности, ориентация на достижение поставленных целей, интеллектуальный потенциал студента и многие другие факторы, составляющие индивидуальное воспитательное пространство личности.
Однако индивидуальное воспитательное пространство личности, и его воздействие на качество высшего образования исследовано слабо. Первая попытка систематизировать различные подходы к пониманию категории воспитательного пространства была предпринята Н.Л. Селивановой. Она указывает на недостаточную представленность в таком понимании субъектной роли воспитанника в воспитательном пространстве, так как оно регламентируется определенным, заданным образом жизни студента [5].

Большое внимание проблемы воспитательного пространства личности уделяли Л.И. Новикова, Ю.С. Мануйлов, Д.В. Григорьев.

В педагогике воспитание рассматривается как гуманитарная практика в трех аспектах, отражающих три аспекта духовного бытия человека: его социокультурное, индивидуальное и взаимодействие. Трем аспектам бытия соответствуют три ведущих воспитательных пространства: социальное, индивидуальное и пространство взаимодействия или пространство культуры.

Индивидуальное воспитательное пространство личности включает в себя такие проявления студента как: самопознание, самоопределение, самосовершенствование, самоактуализация, самопреображение  [1].

Назовем возможности индивидуального воспитательного пространства личности для повышения качества образования:

  • - свобода принятия студентом решения о его вхождении в воспитательное пространство;
  • - свобода выбора такой деятельности, которая позволяет ему достичь успеха;
  • - построение диалоговых отношений с людьми различных возрастов и социальных групп;
  • - более интенсивное и разноплановое исполнение различных ролей;
  • - выбор различных коллективов, общностей и возможность их смены;
  • - способность к рефлексии, к нравственному выбору в ситуациях коллизий;
  • - осознание собственной значимости для других людей;
  • - способность не только присваивать мир предметов и идей, но и производить их;
  • - устойчивость взглядов, убеждений, смыслов, мотивов, их коррекции;
  • - обладание индивидуальными процессуальными характеристиками, уникальностью, неповторимостью, которые являются основой для плодотворных межсубъектных отношений, стимулируют стремление к взаимодействию, сотрудничеству, общению [2].

Итак, совершенствуя индивидуальное воспитательное пространство  личности, мы тем самым воздействуем на качество образование в целом. Так как субъекты образовательного  процесса его  неотъемлемая составляющая.

Литература

1.Воспитательное пространство как объект педагогического исследования/ Под ред. Н.Л. Селивановой. Калуга, 2000.

2. Гинецинский В.И. Проблема структурирования образовательного пространства // Педагогика. 1997.

3. Конев В.А. Культура и архитектура педагогического пространства // Вопросы философии. 1996

4. Пряжников Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение. М., 2007.

5.Селиванова Н.Л. Воспитание: теория и реальность // Известия РАО. 1999. № 2/

Просмотров работы: 0