К вопросу обеспечения качественного и конкурентоспособного уровня высшего образования - Студенческий научный форум

II Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2010

К вопросу обеспечения качественного и конкурентоспособного уровня высшего образования

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
The problem of maintenance of qualitative and competitive level of higher education in Russia is recently the country crucial for the further development that is reflected in the given publication.

Под качеством высшего образования (ВО) следует понимать степень соответствия свойств какого-то объекта требованиям. Качество ВО - это сбалансированное соответствие всех аспектов ВО некоторым целям, потребностям, требованиям, нормам и стандартам. Следует учитывать, что к определению качества ВО необходим многосторонний подход. Во-первых, перед высшим образованием ставятся определенные цели, как внешние, так и внутренние. Оно должно соответствовать установленным стандартам и нормам. Для получения действительно качественного образования должно быть обеспечено качество самих требований (целей, стандартов и норм) и необходимые качественные ресурсы (образовательные программы, кадровый потенциал, контингент абитуриентов, материально-техническое обеспечение, финансы и т.д.), т.е. качество условий (вложений в образование). При соблюдении этих двух аспектов качества важную роль играет качество образовательных процессов (научная и учебная деятельность, управление, образовательные технологии и т.д.), непосредственно реализующих (обеспечивающих) подготовку специалистов. И наконец, еще одним элементом качества образования является качество результатов деятельности вуза (текущие и итоговые результаты обучения студентов, характеристики карьерного роста выпускников и т.д.).

Качество ВО - это соответствие ВО как социальной системы социально-экономическим потребностям, интересам личности, общества и государства. Все составляющие качества ВО достаточно важны и должны рассматриваться совместно. Но, как правило, говоря о качестве высшего образования, чаще имеют в виду качество результатов образовательной деятельности вуза, а все остальное рассматривается как необходимые условия получения этих результатов. При этом в зависимости от конечного потребителя результатом образовательной деятельности вуза можно считать предоставляемые образовательные услуги, если потребителем является личность (студент, слушатель системы повышения квалификации и т.д.), или выпускаемых специалистов, если потребителем является работодатель (предприятие, организация, в т. ч. и сам вуз), государство или общество.

Что касается понятия "хорошее, качественное образование", то под ним россияне чаще всего понимают образование, позволяющее человеку быть подлинным асом в своем деле (об этом, отвечая на соответствующий открытый вопрос, говорили 31% респондентов). Хорошее образование, отмечали 15% опрошенных, предполагает добросовестное, заинтересованное, честное отношение к учебе. Десятая часть (9%) делали акцент на таком критерии хорошего образования, как востребованность специалиста на рынке труда ("если человек с этим образованием может легко найти себе работу"; "возможность устроиться на работу перспективную без помощи посторонних лиц"). По мнению 8% респондентов, качественное образование предполагает максимальную приближенность вузовских знаний к практике и позволяет молодому специалисту быстро включиться в производственный процесс; 7% указали на сильный преподавательский состав, владеющий современными технологиями обучения. По мнению 4%, хорошее образование несовместимо с коммерческими (платными) формами обучения ("без денег"; "бесплатное образование"; "государственное образование"; "некоммерческое"). 3% полагают, что оно должно соответствовать мировым требованиям к подготовке специалистов; столько же соотнесли его с общей культурой, широкой эрудицией и высокими моральными качествами человека ("человек, понимающий во всех вопросах, эрудированный"; "помимо знаний, человечность, порядочность").

Соответствие представлениям россиян о "хорошем, качественном образовании" чаще всего достигается в специальностях инженерно-технического профиля и точных науках (именно их называют 21% респондентов, отвечая на открытый вопрос о том, по каким специальностям российские вузы дают сегодня наиболее качественное образование). Лишь 4% россиян называют их в списке специальностей, по которым отечественные вузы дают, напротив, наименее качественное образование.

Проблема обеспечения качественного и конкурентоспособного уровня ВО в России в последнее время является критически важной для дальнейшего развития страны. Это признано не только в вузовской и академической среде, но и на высоком правительственном уровне.

Просмотров работы: 4