Проблема доступности и качества высшего образования - Студенческий научный форум

II Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2010

Проблема доступности и качества высшего образования

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Studying of problems of availability of higher education assumes, first of all, comprehension of features of orientations of representatives of the age cohort overcoming a threshold «School-high school».

Удалось выделить основные социально-экономические и институциональные факторы, опосредующие формирование ориентаций молодежи на получение высшего образования. К таковым относятся: тип учебного заведения (средняя школа, СПУ, ССУЗ), социально-профессиональный статус родителей (включая уровень образования), доходы семьи и место жительства выпускника.

В целом, ни один из вышеперечисленных факторов, взятый в отдельности, не является решающим при формировании ориентаций на получение высшего образования, но в совокупности они дают кумулятивный эффект, детерминирующий мотивации и, особенно, практики накопления ресурсов для поступления в вуз, сопутствующие этим мотивациям.

Решение многих вопросов, связанных с доступностью высшего образования, зависит от решения более глобальных проблем, стоящих перед системой образования в целом.

Так, ситуация в профессиональном образовании не может рассматриваться сегодня в отрыве от анализа его институционального уклада. Налицо процесс автономизации образования как социального института. Она проявляется как на межинституциональном уровне (например, запросы рынка труда в количественном и качественном отношениях зачастую не соотносятся с численностью подготовленных специалистов, со знаниями, умениями и навыками, полученными в ходе обучения), так и на внутриинституциональном уровне (существующие ветви образования - школа, СПУ, ССУЗ и вуз - сегодня остаются разобщенными и иерархизированными).

Возможное преодоление второй проблемы лежит в плоскости создания отраслевых и профессиональных комплексов, воплощающих идею непрерывного профессионального образования, в которых бы каждая ветвь образования нашла свою нишу и обрела собственную, одной ей присущую роль. Одновременно следует иметь в виду, что такое решение проблемы может вести к ограничению индивидуальной свободы выбора, лишая учащихся права на ошибку и, главное, возможности ее исправление.

Нельзя обойти вниманием и демографический аспект проблемы доступности, связанный со спадом демографической волны, с которым должны столкнуться вскоре учебные заведения высшего образования. Это обстоятельство вызывает большие опасения по причине предполагаемого сокращения числа поступающих в вузы на фоне увеличения количества высших учебных заведений во всех их формах, произошедшего в последние годы. Нормализация социально-экономического положения в стране, развитие современного рынка квалифицированного труда, преодоление непомерного разрыва в оплате труда, осуществление эффективных мер по борьбе с безработицей, проведение полноценной реформы армии - только меры такого масштаба могут способствовать выравниванию доступности высшего образования для всех групп населения.

Список литературы

1. Дубин Б.В., Гудков Л.Д., Левинсон А.Г., Леонова С.А., Стучевская О.И. Доступность высшего образования: социальные и институциональные аспекты. - М., 2006.

2. Рощина Я.М. Кому в России доступно высшее образование?// Социс, 2007, №11.

3. Вознесенская Е.Д., Чередниченко Г.А., Дымарская О.Я. Доступность образования как социальная проблема (дифференциация доступа к высшему образованию и отношение к ней населения). - М.: Инфра, 2008.

Просмотров работы: 23