Использование мониторинга в оценке качества образования - Студенческий научный форум

II Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2010

Использование мониторинга в оценке качества образования

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Article takes up monitoring questions in sphere of an estimation of quality of higher education. What problems can be solved by means of monitoring in an estimation of quality of formation.

В современном мире образование все больше рассматривается как один из существенных факторов эффективного общественного развития. Постоянно изменяющееся образовательное пространство выдвигает каждый раз новые требования к качеству образования.

Понятие «качество образования» включает в себя нормативно-правовые требования к образованию, историко-культурные традиции и теоретико-методологические принципы построения образовательной системы.

Качество образования являет своим результатом конкурентоспособность выпускников образовательного учреждения, высокие достижения в обучении, технологичность и современный уровень организации учебного процесса.  

Сегодня все чаще встречается в оценке качества образования такое понятие, как «»мониторинг». Общим образом мониторинг определяется как постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату. Реализация мониторинга предполагает организацию по возможности постоянного слежения (оценку, изучение) за объектом. Задачей мониторинга является предупреждение о том или ином неблагополучии, опасности, в широком понимании этого слова, для эффективного функционирования объекта. Причем не просто констатация факта появления изменений, представляющих опасность, а именно предупреждение о ней до того как ситуация может стать необратимой. Тем самым создается возможность предотвратить или минимизировать возможное деструктивное развитие событий. Мониторинг в образовании это система сбора, обработки, хранения и распространения информации об образовательной системе или отдельных ее элементах, ориентированная на информационное обеспечение управления, которая позволяет судить о состоянии объекта в любой момент времени и может обеспечить повышение его качества. В оценке качества образования используется две группы мониторинга.          Первая группа - это информационный мониторинг, связанный в непосредственным накоплением и структуризацией информации. Вторая группа - это системы мониторинга за развитием знаний обучающихся, разработанный СИТО - Национальный институт по оценке достижений в области образования Голландии. В общем смысле системы мониторинга за знаниями обучающихся могут быть определены, как выбор инструментов оценки, позволяющий осуществлять долговременную оценку объема знаний как отдельных учащихся, так и групп обучающихся. Долговременная оценка означает регистрацию прогресса за более длительный срок, т.е. несколько раз в год. Понятие мониторинговых систем за знаниями обучающихся также определяется, как конкретное средство для определения расхождений между прогрессом и целями, установленными образовательным учреждением школой, и для регистрации этого прогресса.

Использование мониторинга в оценке качества образования помогает определить:

- решены ли образовательные цели;           

- насколько качественно усвоены знания обучающимися;

- существуют ли показания для усовершенствования работы педагогов.

Обоснование, разработка и использование мониторинга оценки качества образования является дорогостоящим мероприятием и требует значительных временных затрат, но результаты его использования дают очень полезную информацию об эффективности образования. Система мониторинга, используемая в образовании, построена с использованием модели цель-результат с учетом процесса обучения. Результаты мониторинга предназначены для использования как для принятия тактических управленческих решений по коррекции процесса образования, так и для выработки стратегических решений, а в качестве пользователей информации выступают педагоги и администраторы. Использование мониторинга в оценке качества образования имеет множество плюсов:

  • включение в образовательный процесс новых педагогических технологий;- компьютеризация образовательного процесса, наглядность изложения материала с использованием мультимедийных обучающих программ;
  • включение в учебный процесс тестовой проверкой знаний и возможностью самоподготовки и самоаудита обучающихся;
  • развитие образовательных программ с использованием новых подходов в образовании через научно-исследовательскую и проектную деятельность. В последние годы тенденция использования мониторинга в образовании увеличилась и оказывает положительное влияние на качество образовательного пространства.
Просмотров работы: 4