Психофизиологическая готовность к школьному обучению детей, депривированных по слуху - Студенческий научный форум

II Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2010

Психофизиологическая готовность к школьному обучению детей, депривированных по слуху

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
До настоящего времени понятие «школьной зрелости» не имеет единого толкования: одни авторы при определении «школьной зрелости» оценивают - как комплекс, состоящий из физического, социального и психического развития ребенка; другие - функциональную зрелость отдельных органов и систем организма; третьи - готовность детей к напряжению, связанному с посещением школы.  Изучение специальной литературы показало, что проблема готовности к школе неслышащих и слабослышащих  детей  остается теоретически и экспериментально мало разработанной.  Вопрос о «школьной зрелости»    с нарушениями слуха приобретает особую актуальность особенно  в последнее время в связи с тенденциями сокращения  сроков обучения в специальной школе, а также с направленностью образования на интегрированное обучение. В связи с этим наиболее целесообразно  использовать  тест А.Керна в модификации Йирасека в сочетании с другими показателями - психофизиологическими, психологическими, нейрофизиологическими, морфологическими.   Для определения уровня развития мелкой моторики кисти, учащимся предлагалось выполнить  мотометрический тест  Н.Н. Озерецкого «вырезание круга».

Было проведено обследование у учащихся 1-5 классов с целью   выявления уровня  развития мелкой моторики кисти и функциональной готовности к обучению в начальной школе. Среди первоклассников этого года зрелыми оказались 20% детей от общего числа обследованных учащихся первых классов. Средний балл для них составил 7. Средняя «школьная зрелость выявлена у  40% первоклассников ,средний балл -  13,5. 40% учащихся первых классов являются незрелыми и соответственно не готовыми к обучению в  школе. Средний балл для них составил 17 баллов.  Высокий уровень развития мелкой моторики кисти имеет 20% первоклассников, а у  40% детей   выявлена средняя моторика, такое же количество имеет  низкий уровень развития тонкой моторики  рук.  По сравнению с ними 87,5% учащихся вторых классов имеют развитие выше среднего. Средний балл составляет 6,4. 12,5% второклассников имеют средний уровень развития. Средний балл равен 12. «Незрелых» детей выявлено не было.  Высокий уровень развития тонкой моторики кисти характерен для 50% учащихся вторых классов, средний   - 37,5% второклассников, а  низкая моторика отмечена у 12,5%  обследованных учащихся. Основная масса учащихся вторых классов имеет высокий уровень развития (87,5%). Большинство обследованных детей имеет высокий уровень развития тонкой моторики кисти (50%).  Данный материал был подвергнут статистической обработке и является  достоверным

Таким образом,   для большинства первоклассников, депривированных по слуху, характерны средний и низкий уровень психофизиологической готовности к обучению в начальной школе (40% и 40%). Преобладающая часть учеников первого класса    имеет средний и низкий уровень развития тонкой моторики кисти  (40% и 40%).  В результате активной работы с ними классных руководителей, психологов, психоневролога, дефектологов, воспитателей,  а также проведение различных видов тренингов и массажа ко второму классу состояние «школьной зрелости» значительно улучшается.  Основная масса учащихся вторых классов имеет высокий уровень  «школьной зрелости»(однако он ниже, чем у учащихся общеобразовательной школы) 87,5%. У 50% наблюдается высокий уровень развития тонкой моторики рук.  Для каждого такого ребёнка разрабатывается необходимый здоровьесберегающий маршрут, его составление зависит от степени тугоухости или глухоты, наличия  вторичного дефекта развития.

Просмотров работы: 12