Rambler's Top100
     
 
Монографии
изданные в издательстве Российской Академии Естествознания
 
     

4.2 Периодический закон как составная часть мировой культуры

4.14. В научной литературе (труды С.А. Щукарева) вы­сказывалась мысль о необходимости расширения понятия пе­риодичности до более общего и свободного для вариаций представления о ритмике. Под ритмикой вообще наука пони­мает единство целого, состоящего из внутренне согласован­ных между собой, соразмерных по своему объему и стройных по форме частей, имеющих строго продуманное содержание. Специалисты находят ритмику в архитектуре высокохудоже­ственных зданий, в поэтических произведениях, в танцах и, конечно, в музыке - например, в трехчастной по композиции симфонии, состоящей из прелюдии, средней части и заключи­тельной коды; симфонии, содержащей внутреннее согласова­ние (контрапункт) хода отдельных сопровождающих друг друга мелодий, партий отдельных инструментов и человечес­ких голосов.

Если распределить атомные электроны нейтральных ато­мов на два типa- поверхностные, т. е. s- и р- (или в науч­ной литературе «дор-электроны» - от греческого «дор», что означает «поверхностная кожица предмета») и глубинные, т. е. d-, f- и g- («бент-электроны», по-гречески «глубокие»), то можно увидеть ритмику как в строении периодов системы, так и в ходе важнейших атомных свойств: орбитальных ради­усов  (rорб-, s-, р-, d-, f-, g-электронов) и их ионизацион­ных потенциалов (In).

Для того, чтобы убедиться в этом, постройте графики rорб=f(z) и In=f(z)   для всех элементов Периодической систе­мы в целом, воспользовавшись справочными данными прило­жения.

4.15. В одном из сочинений Д.И. Менделеева встречаем загадочную, полную не раскрытого еще смысла мысль о том, что видимое неисчерпаемое и кажущееся хаотическим богат­ство изменчивых химических индивидуальностей подчиняется общей гармонии природы. Он писал: «... В атомах одновре­менно открывается и своеобразность индивидуальности, и бес­предельная повторяемость особей, и подчиненность кажуще­гося произвола индивидуумов общему гармоническому поряд­ку Природы».

Как Вы понимаете эту мысль Д. И. Менделеева? Приве­дите химические факты «своеобразности индивидуальности и беспредельной повторяемости особей».

4.16. А. Эйнштейна однажды спросили: «Вы верите в Бога?» «Я верю в бога Спинозы, который постигается в гар­монии всего сущего» - был ответ ученого.

В чем, по Вашему мнению, состоит гармония и дисгармо­ния Периодической системы?

Интересно, что Ньюлэндс, предваряя открытие Д. И. Мен­делеева, в своей таблице расставил 62 элемента в порядке возрастания эквивалентных весов; при этом оказалось, что номера аналогичных элементов отличаются друг от друга на величину, равную 7 или величину, кратную 7. Иными слова­ми, наблюдается такая же картина, как и в музыке - вось­мая нота повторяет первую. Поэтому свое расположение эле­ментов он назвал «законом октав». Один из наиболее ярких исследователей Периодического закона профессор С.А. Щукарев ввел в теорию закона целый ряд музыкальных терми­нов: «ритмы Периодической системы», «прелюдии», «коды» и т. д.

Какие поэтические, музыкальные, архитектурные образы ассоциируются у Вас с творением Д. И. Менделеева?

Какие общекультурные параллели связаны для Вас с Периодическим законом и Периодической системой?

4.17. Великий немецкий философ И. Кант писал: «Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, - это звездное небо надо мной и мо­ральный закон во мне».

Размышляя над словами философа, Д.И. Менделеев от­метил: «Канту казалось, что в мире есть два предмета, посто­янно вызывающих людское удивление и благоговение: нравственный закон внутри нас и звездное небо над нами. Вдумы­ваясь в природу элементов и в Периодический закон, следует сюда присовокупить третий предмет - природу элементарных индивидуумов, рядом фактов всюду выраженную...»

Попытайтесь пояснить слова Д. И. Менделеева. В чем состоит чудо «природы элементарных индивидуумов»?

4.18. На протяжении более ста лет Периодическая система служит пищей для размышления ученых, музыкантов, литераторов; по аналогии создаются Периодические системы ядер и элементарных частиц в физике, таблицы простых чи­сел в математике, химики работают над Периодической сис­темой химических соединений. «Менделеевым в биологии» на­зывают академика Н.И. Вавилова, который создал систему гомологических рядов растений. Академик Л.В. Щерба разработал классификацию звуков - своего рода «фонетичес­кую таблицу Менделеева». Так же как и великий русский хи­мик, он оставил в своей системе пустые клетки для тех зву­ков, которые пока не известны, но обязательно должны су­ществовать в языках мира. Некоторые исследователи-компо­зиторы провели разбивку таблицы элементов на ритмические единицы и пытаются установить соответствие отношений этих единиц числам музыкального звукоряда. Писатели-фантасты делают попытку распространить Периодический закон на любые объекты, встречающиеся в обозримой Вселенной.

Приведите известные Вам необычные применения идеи Периодического закона в различных областях культуры, на­уки, техники.

Критически относясь к известным Вам фактам, подумай­те, в чем заключается притягательная сила Периодического закона и Периодической системы, заставляющая вновь и вновь ученых, деятелей культуры и техники обращаться 'к этому великому достижению человеческой мысли?

4.19. XIX век - необыкновенный век в истории русской и мировой культуры. В сокровищницу знаний и опыта русскими учеными и писателями внесены открытия, поражающие вооб­ражение своей глобальностью, глубиной, масштабностью и универсальностью. Стиль мышления, рассматривающий объ­ект изучения как целое в его взаимосвязях со средой, с Кос­мосом, получил название «русский космизм». Одним из яр­ких представителей русского космизма был библиотекарь Румянцевского музея, мыслитель-утопист Н.А. Федоров, пред­ложивший в основном своем сочинении «Философия общего дела» идею регуляции природы средствами науки и техники (высшая цель регуляции-воскрешение предков; путь к нему лежит через овладение природой, переустройство человечес­кого организма, освоение Космоса). Важнейшую роль в раз­витии идей космизма сыграла русская художественная лите­ратура, представленная прежде всего именами Ф.М. Досто­евского и Л. Н. Толстого. «Я есьм» перед лицом Вселенной - один из основных лейтмотивов творчества Ф.М. Достоевско­го. Выдающимися представителями русского космизма в ес­тествознании были И.М. Сеченов, Д.И. Менделеев, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский. Так, И.М. Сеченов - один из основоположников современной психологии и физиологии - изучал человека как единое целое его духовного, психи­ческого и физиологического бытия.

Мы называем эпохой ноосферы тот этап развития биосферы, на котором ответственность за дальнейшую судьбу жизни на Земле принимает на себя человек. Учение о ноосфере неразрывно связано с именем В.И. Вернадского.

Имя русского мыслителя, ученого К.Э. Циолковского широко известно, прежде всего, как имя одного из основопо­ложников научной космонавтики. Однако, наряду с научно-техническими аспектами освоения Космоса, К.Э. Циолковский разрабатывал «космическую философию» о месте разума и его ответственности за Землю и Вселенную.

В ряду этих выдающихся имен достойное место принадлежит Д.И. Менделееву.

Почему Периодическая система является одним из наи­более ярких примеров русского космизма? Какие аспекты те­ории Периодического закона и Периодической системы свя­заны с общенаучными проблемами (какими?) Вселенной?

В чем, по Вашему мнению, мировоззренческое значение Периодического закона и Периодической системы?