Выбрать язык:   RUSENG
Научный журнал
ISSN 1812-7339

Педагогические науки
АНАЛИЗ КОНЦЕПЦИЙ И МОДЕЛЕЙ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Маркова М.В.

В последнее время определение понятия «качество» уже не трактуется только с позиций своего технического направления. Все большего внимания заслуживают экономические, социальные, гуманитарные аспекты деятельности организации и общества в целом. В настоящее время стоит задача внедрения идей качества как стратегии повышения эффективности экономики в условиях международных интеграционных процессов. И образовательная деятельность не является исключением. Международной организацией по стандартизации ИСО качество определяется как совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности. Достижение характеристик качества зависит от управления, которое обеспечивает их величины, комплекс и сочетание. Качество рассматривается не только как результат деятельности, но и как возможности его достижения в виде внутреннего потенциала и внешних условий, а также как процесс формирования характеристик.

Качество в образовании, как объект исследования, можно рассматривать с различных позиций - качество образования или качество образовательной деятельности, качество образовательного процесса или качество образовательной услуги, качество выпускника или качество специалиста. Мы в своем исследовании остановимся лишь на одной из составляющих качества в образовании - это качество образовательной деятельности.

На наш взгляд, наиболее точным в концептуальном отношении является определение качества образовательной деятельности как сбалансированного соответствия совокупности характеристик компетенций, определяющих эффективность вуза в современных условиях и отражающих способность субъекта образовательной деятельности осуществлять профессиональную деятельность. Это комплекс характеристик профессионального сознания, отражающий способность специалиста осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с экономическими требованиями, на определённом уровне профессионального успеха, с пониманием социальной ответственности за результаты профессиональной деятельности. Потребителями результатов образовательной деятельности выступают сами студенты, предприятия-работодатели, общество и государство. На сегодняшний день качество образовательной деятельности любого вуза оценивается при проведении процедуры государственной аккредитации, аттестации и лицензировании на основе утвержденного перечня показателей. Однако, нельзя оценить качество образовательной деятельности только по совокупности представленных к экспертизе показателей, без комплексного анализа эффективности системы управления качеством образовательной деятельности.

В настоящее время четко не определены критерии эффективности управления качеством образовательной деятельности, что значительно осложняет ее оценку в условиях постоянной модернизации системы образования. Основные тенденции в системе обеспечения качества образовательной деятельности сводятся к решению следующих принципов: разработка единых критериев и стандартов в системе обеспечения качества образовательной деятельности; разработка единой системы менеджмента качества на основе международных стандартов серии ИСО 9000:2000; внедрение Системы Менеджмента Качества в образовательный процесс.

Существует несколько основных моделей управления качеством образовательной деятельности, основанные на следующих методах и подходах:

  • модель управления качеством, основанная на оценочном подходе, предполагает систематическое проведение самообследования и самооценки для выявления сильных и слабых сторон деятельности вуза, для выявления положительных и отрицательных факторов его развития. На основе полученных данных разрабатывается комплекс мероприятий для решения выявленных проблем и разработки плана стратегического развития вуза;
  • модель управления качеством, основанная на принципах Всеобщего менеджмента качества TQM, обеспечивает более глубокий и детальный анализ деятельности вуза. Модель базируется на процессном подходе и ее применение направлено на стабильное увеличение всех показателей деятельности вуза через непрерывный рост качества. Концепция TQM предполагает наличие у вуза стратегических целей, миссии;
  • модель управления качеством, основанная на международных стандартах серии ISO 9000:2000 (ГОСТ Р ИСО 9001-2001, ГОСТ Р ИСО 9004-2001), предполагает установление заинтересованных сторон, выявление их требований к качеству продукции, создание системы постоянного совершенствования деятельности. Данная модель основывается на принципах менеджмента качества, в том числе и на процессном подходе. В отличие от модели TQM, здесь основным инструментом в управлении качеством является документированная система.

Для выявления общих параметров оценки качества образовательной деятельности был проведен сравнительно-сопоставительный анализ мирового опыта в этой области. Были проанализированы модели оценки качества образования США, Германии, Японии, Великобритании, стран СНГ и Балтии. Содержательный анализ эффективности моделей и научные исследования показали необходимость дальнейшего развития и совершенствования российских технологий оценки качества образования. Российская система оценки качества образования чутко реагирует на состояние системы образования и на тенденции ее развития, способствуя ее поступательному движению и сохранению ее качественного уровня [6].

На сегодняшний день наиболее передовыми вузами в области разработки концепций и моделей эффективности внутривузовских систем менеджмента качества являются Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» и Московский государственный институт стали и сплавов.

В рамках Федеральной программы развития образования в «ЛЭТИ» разработана и апробирована типовая модель системы управления качеством образования для вузов и ссузов, применение которой возможно при аттестации вуза. В целях разработки концепции и модели системы менеджмента качества (СМК) был проведен анализ отечественного и зарубежного опыта по показателям аттестационной экспертизы и государственной аккредитации. Результаты данного анализа позволили сделать следующие выводы.

  1. В основе всех моделей лежит процессно-ориентированный подход, все модели имеют большую степень совпадения, взаимно дополняют друг друга и отличаются только полнотой и глубиной охвата всех рабочих процессов организации и степенью совмещения СМК с общей системой управления в вузе.
  2. Наиболее полно специфика качества в высшем образовании отражена в Бельгийско-Нидерландской модели улучшения качества высшего образования, основанная на модели делового совершенства Европейского фонда менеджмента качества (EFQM). Эта модель совпадает с моделью ежегодного конкурса «Внутривузовские системы обеспечения качества подготовки специалистов».
  3. Модель EFQM, как и другие модели, построенные на ее основе и адаптированные для высшего образования, не содержат в явном виде ряд критериев и требований, без которых невозможно адекватно оценить наличие и степень развитости СМК, но которые явно содержатся в требованиях стандартов серии ISO 9000:2000 (ГОСТ Р ИСО 9001-2001, ГОСТ Р ИСО 9004-2001).

Применение той или иной модели в системе управления качеством образовательной деятельности позволит вузам центр тяжести с процедур внешнего контроля перенести в сторону внутреннего самообследования. Самообследование можно проводить как на уровне всего вуза в целом, так и по подразделениям (отделы, факультеты, кафедры).

Следует признать, что сегодня основная идея образовательной политики во всем мире состоит в определении образования как инструмента и способа решения геополитических задач. Сознавая наличие многих проблем, нуждающихся в решении, Европа сделала ставку на то, чтобы мобильность в европейском пространстве высшего образования стала реальностью. Сегодня европейское высшее образование состоит из трех циклов (третий - докторантура), где каждый уровень имеет функцию подготовки студента к рынку труда, к дальнейшему развитию компетенции и активной гражданственности.

Как показывает время, задача гармонизации национальных систем образования, выработки общих подходов вызывает много вопросов. Много различий имеют образовательные системы стран - участниц Болонского процесса. К примеру, в Германии до недавнего времени главная роль в обеспечении качества подготовки отводилась компетентности и ответственности преподавательского состава, руководителей вузов и учебных подразделений.

Различны и подходы к оценке качества высшего образования в странах Европы: во-первых, возможна оценка учреждения образования в целом (например, во Франции), и, во-вторых, допустима оценка качества отдельных образовательных программ, которая введена в большинстве стран Западной и Центральной Европы. Соответственно и система оценки качества сложилась в различных формах: либо аккредитации вузов, либо аккредитации отдельных уровней образовательных программ - бакалавриата и магистратуры.

От принимаемых по результатам оценки решений зависят финансирование вуза, подтверждение статуса, формирование имиджа учебного заведения. Действующая традиционная модель подготовки российских специалистов сохраняется как основная и ведет без промежуточных этапов к квалификации «специалист».

Качество образования находится в постоянной динамике. Нет предела его повышению. Поэтому сегодня очень важно прогнозировать возможное изменение качества, исследовать причины и характер этого изменения. Но не существует пока еще методик такого прогнозирования, хотя в современных идеях управления качеством посылки к прогнозированию уже имеются. Они включают предвидение изменения результата образования - от квалификации к компетенциям и далее к человеческому капиталу, изменение цели и общественного статуса образования. Идеи перехода от предметно-оценочного принципа построения образовательных программ к модульно-кредитному также отражают видение будущего.

Сегодня чаще всего говорят об обеспечении качества образования, реже об управлении качеством. Но обеспечивать и управлять не одно и то же. По-видимому, в дальнейшем будет укрепляться мнение, что главным является управление качеством, т. е. сознательное и своевременное его изменение в определенном направлении. Но это предполагает построение системы механизмов и технологий управления качеством. Сегодня мы делаем лишь первый шаг к такому комплексному решению данной проблемы. Будущее рождается сегодня. Движение в будущее зависит от его видения и понимания.

Проблема качества образования не имеет окончательного решения. На каждом этапе развития образования, которое определяется тенденциями социально-экономического развития страны, появляются новые условия, возможности и потребности. Изменяются критерии качества, обостряется проблема управления качеством и снова возникает необходимость исследовать и решать эту проблему.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Коротков Э.М. Управление качеством образования: Учебное пособие для вузов. М.: Академический Проект: Мир, - 2006. - 320 с. - («Gaudeamus»)
  2. Игнатьев О.В. Доклад к Ученому совету ВолгГАСУ от 31.10.2005 г. О создании Системы менеджмента качества, 2005 г.
  3. Пузанков Д.В., Степанов С.А. Гарантии качества образования - залог развития высшей школы Российской Федерации. - Аккредитация в образовании, №15, май 2007г.
  4. Коломиец Б.Г. Категория «Качество образования». - Квалитативное образование и квалитативные технологии / Тезисы докладов восьмого симпозиума «Квалиметрия человека и образования: методология и практика». Часть III. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов
  5. Качалов В.А. Проблемы управления качеством в вузах // Стандарты и качество, 2000. - № 9-12
  6. Мотова Г.Н., Наводнов В.Г. Модели аккредитации за рубежом: Научное издание. - М.-Йошкар-Ола: Центр государственной аккредитации, 2005. - 112 с.

Библиографическая ссылка

Маркова М.В. АНАЛИЗ КОНЦЕПЦИЙ И МОДЕЛЕЙ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Фундаментальные исследования. – 2008. – № 12 – С. 54-56
URL: www.rae.ru/fs/?section=content&op=show_article&article_id=4318 (дата обращения: 24.11.2014).


Код для вставки на сайт или в блог



Ответственный секретарь журнала Бизенкова М.Н. edition@rae.ru
Заведующий информационно-техническим отделом Кочегаров С.В. sergey@rae.ru

бизнес рекламные стойки