МАЛЫЙ БИЗНЕС В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

МАЛЫЙ БИЗНЕС В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Малый бизнес в России и за рубежом

В настоящее время мы все чаще слышим «Программа развития малого бизнеса», «Помощь малому бизнесу  » и др. А что вообще такое малый бизнес? И зачем он нужен? Малое предпринимательство - это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных, установленных законами, критериях, конституирующих сущность этого понятия. Для каждой страны существуют определенные критерии определения малого предпринимательства. Цель малого предпринимательства - это увеличение рабочих мест государства, причем не просто занять людей, а возможность приумножить человеческие ресурсы страны. Учитывая то, что предприятие малое, оно и быстрее реагирует на  местные условия хозяйствования. Малое предприятие достаточно легко открыть, и оно мало затратно по сравнению с крупным бизнесом.В соответствии с Федеральным законом от 14 июня 1995 г. № 88-43 «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней:

  • в промышленности, строительстве, на транспорте - 100 человек;
  • в сельском хозяйстве и научно-технической сфере - 60 человек;
  • в оптовой торговле - 50 человек;
  • в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек;
  • в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек.

Так же существует в Российской Федерации ограничение по выручке. С 1 января 2008 г. согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 г. N 556 установлены предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год без учета налога на добавленную стоимость для следующих категорий субъектов малого и среднего предпринимательства:

  • микропредприятия - 60 млн рублей;
  • малые предприятия - 400 млн рублей;
  • средние предприятия - 1000 млн. рублей

Рассмотрим разделение малого предпринимательства по отраслям (рис 1).

Как мы видим большая доля малых предприятий занята в торговле, что говорит о прибыльности этой отрасли.

Рассмотрим малый бизнес на примере 3-х зарубежных стран: Японии, Германии и Соединённых Штатов Америки.

Градация предприятий в США:

  • от 1 до 24 человек- наименьшее;
  • от 25 до 99-малое;
  • от 100 до 499 человек- промежуточное;
  • от 500 до 999-крупное;
  • свыше 1000 человек предприятия считаются крупнейшими.

Так же существует ограничение по выручке. В США чтобы фирму признали малой, ее годовой оборот должен составлять от 3 до 12 млн. $В США существует разделение по отраслям для малых предприятий (табл. 1).

 

Таблица 1 Распределение малых предприятий по отраслям промышленности и количеству работающих в США в %

-

менее 25 чел.

менее 210 чел.

менее 220 чел.

менее 250 чел.

Добывающая промышленность

52,4

67,1

80,5

91,5

Перерабатывающая промышленность

37,0

52,5

67,5

82,6

Оптовая торговля

50,3

71,5

86,9

96,4

Розничная торговля

64,9

81,5

91,1

97,2

Строительство

64,5

81,7

91,8

97,6

Коммерческие услуги

76,4

87,1

93,6

97,5

В среднем

66,7

81,2

89,3

96,3

Как и в Российской Федерации, в Штатах большинство малых предприятий сосредоточено в торговле и строительстве. В США на долю малых предприятий приходится до 40% ВНП и 50% валового продукта частного сектора, в том числе в строительстве - 80%, в оптовой торговле - 86, в сфере обслуживания - 81%. На малых предприятиях США сосредоточено более половины занятых служащих.

В Германии, например, существует 4 категории:

  • от 20 до 49 человек ремесленные;
  • от 50 до 99человек малые;
  • от 100 до199 человексредние;
  • от 200 до 499человек крупные.

В Германии, чтобы фирму признали малой, ее годовой оборот должен составлять от 3,5 до 11,5 млн.DM. Эффективность малых предприятий в Германии несколько выше, чем в США и в Японии. Здесь на долю 12,3% крупных предприятий и 34% занятых на них работников приходится только 52,6% национального дохода. Кроме того, 2/3 рабочих мест создается за счет мелкого предпринимательства. Поэтому число малых предприятий растет.

В Японии малыми предприятиями считаются компании, в которых работают не более 300 человек, с оборотом не более 100 млн. иен. Таким образом, сложилась следующая структура малого бизнеса Японии. К малым предприятиям в Японии относятся: юридические лица их доля в малом бизнесе составляет 20%, на них работают 1,7 млн. чел., индивидуальные частные предприятия - 48% -4,1 млн. чел. и семейные хозяйства - 32% - 2,7 млн. чел.В Японии доля малых и средних предприятий в общем количестве предприятий составляет более 90%, по числу занятых работников - 80,6%, по объему продаж в розничной торговле - 80,4%.Ставки налогов на доходы бизнеса и кооперативов МСП составляют 27-28 % по сравнению с 38% для крупных фирм. В настоящее время в Японии число малых предприятий составляет 99% от общего числа предприятий. Сегодня в Японии 6,5 млн. предприятий - это малые предприятия. Занято на них 54 млн. человек, т.е. 80% всей рабочей силы Японии. Их доля в ВВП - около 55% (около 3 трлн. долларов), в капитальных вложениях - около 40%, а их доля в экспорте всей японской продукции составляет сегодня 15%. В настоящее время в Российской Федерации существуют налоговые льготы на доходы малых предприятий, но их не достаточно, как и поддержки со стороны правительства, чтобы поддерживать малые предприятия в меняющихся условиях рынка. Рассмотрим показатели,характеризующие значение малых предприятий в экономике отдельных стран (табл. 2).

Таблица 2 Основные показатели развития малого предприятия в разных странах

Страны

Количество малых предприятий (в тыс.)

Количество малых предприятий в ранге на 1000

жителей

Доля работающих в общей численности занятых, %

Доля малых предприятий в ВВП страны, %

 

 

 

 

 

Великобритания

2630

46,00

49,0

50-53

Германия

2290

37,00

46,0

50-54

Италия

3920

68,00

73,0

57-60

Франция

1980

35,00

54,0

55-62

США

19300

74,20

54.0

50-52

Япония

6450

49,60

78,0

52-55

Россия

836,2

5,65

9,6

10-11

Таким образом, Россия находится на последнем месте, что говорит, о недостаточном развитии малого бизнеса в стране и о плохой поддержке со стороны государства. Ведь у малого бизнеса есть много достоинств.  В настоящее время он является самым мобильным и эффективным. Он более мобилен, способен адаптироваться к изменениям рыночной конъюнктуры, обладает высоким потенциалом быстрого насыщения рынка товарами, а главное - не требует больших размеров первоначального капитала для своего производственного или коммерческого старта.В заключение хотелось бы сказать, что в Российской Федерации малый бизнес только начинает зарождаться, и чтобы достигнуть результатов зарубежных стран, надо многое сделать.

 

Список используемой литературы:

1.      Федеральный закон № 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации".

2.      Закон РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности".

3.    «МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО» - М.Г. ЛАПУСТА, Ю.Л. СТАРОСТИН, МОСКВА, «ИНФРА-М», 1998

 

Просмотров работы: 344