1.Общая характеристика турпродукта «Религиозный тур» и его направленность.
Религиозный туризм играет важную роль в системе международного и внутреннего туризма. Туристы отправляются в паломнические и экскурсионные поездки по святым местам и религиозным центрам. Они стремятся принять участие в религиозных церемониях, помолиться, совершить жертвоприношения. Религия влияет на формирование самосознания и стереотипов поведения людей. Она выступает элементом общественной системы и во многих случаях -одним из важнейших. Это особенно характерно для современной постсоветской России, где очень важно усиление процесса объединения религии, науки и искусства в борьбе за высокие нравственные идеалы, культурные и духовные ценности. Актуальность исследования заключается в том, что на современном этапе намного возросла роль Русской Православной Церкви в деле объединения славянских народов, оказавшихся в последние десятилетия разделенными. В этом свете роль религиозного туризма трудно переоценить. Он развивается на фоне положительной динамики всей индустрии туризма.
Важнейшей компонентой религиозного туризма является туризм экскурсионной направленности и паломнического типа. В первом случае туристов интересуют главным образом экскурсии с посещением монастырей, храмов, музеев и выставок. Причем эти туристы могут быть, а могут и не быть приверженцами той религии, объекты которой посещают, а также могут быть вообще людьми нерелигиозными. Следует отметить, что религиозная тематика довольно часто является составляющей комбинированных туров культурно-познавательной направленности. Паломников интересует непосредственное участие в религиозных культах. Социально-психологическая база паломнического туризма уже, чем религиозного. Паломники в основном исповедуют ту религию, святым местам которой они приехали поклониться. Экскурсии, посещение музеев, выставок для них - вторичная, сопутствующая задача или вообще мало интересны. Религиозные туристы и в первую очередь паломники пускаются в путешествие, когда у них возникает потребность совершить нечто большее, чем обычные культовые действия в условиях обычной среды их проживания. Люди отправляются в поездки по святым местам с разными мотивами: помолиться, решить личные проблемы, найти себе подходящую религию, духовную школу и систему ценностей, познакомиться с культурным наследием страны.
Объектами привлечения религиозных туристов являются святые места и центры религий. Поездки туда могут быть обусловлены культовыми актами, праздниками, фестивалями, проходящими в определенное время года. На российском рынке туризма уже сформировались фирмы, занимающиеся практической организацией поездок паломников и экскурсантов и специализирующиеся на предоставлении услуг в области туризма по местам религиозных святынь.
2. Обоснование пунктов нового маршрута.
Деревянная Успенская церковь с семейным склепом Толстых. Село Красный Рог Почепского района
Расположен в центре большого села, над речкой Рожок. Упоминается у А. Лазаревского в 1777 году. Построена на месте прежнего деревянного. в 1880 году, тщанием графа К.Г.Разумовского пристроены боковые приделы во имя святого Архистратига Божия Михаила и во имя Святителя Алексея, построена колокольня. Здание рублено из бревен, обшито тесом, основание - кирпичное. Сохранившийся внутреннее убранство с довольно простым иконостасом относится к первой половине XX века. В ограде Успенского храма, к северу-востоку от нее. Находиться часовня -усыпальница А.К. и С.А Толстых.
В годы советской власти храм не закрывался.
Воскресенская церковь. Церковь Ильи Пророка. Преображенская церковь. город Почеп
Почеп - это прежде всего великолепный Воскресенский собор. Замечательная панорама города с видом на собор открывается при подъезде к городу по железной дороге. Собор был возведен в 1760-е годы по проекту архитектора Ж.Б.Валлен-Деламота. Это один из самых значительных архитектурных памятников области. В 1760 году город Почеп был пожалован императрицей Елизаветой Петровной гетману Украины К.Г.Разумовскому. По его заказу и был построен в центре города комлекс, состоящий из Воскресенского собора, парка и дворца. Дворец Разумовского был разрушен во время войны, а парк сохранился - сейчас здесь городской парк культуры и отдыха. Помимо Воскресенского собора, в Почепе есть еще два храма. Первый из них расположен в северной части города, на Красноармейской улице. Это церковь Ильи Пророка, построенная в начале XIX века. Со всех сторон церковь окружена выскоими деревьями, поэтому сфотографировать ее целиком совершенно невозможно. А церковь Антония и Феодосия Печерских (она же - Преображенская) находится на городском кладбище на окраине города. Ее построил почепский мещанин Милашенко в 1801 году.
Село Высокое. Церковь Николая Чудотворца
Церковь.
Престолы: Никола Чудотворца
Храм известен с 1805 года. В 1938 году храм был закрыт, в 1939 году в нем открыт дом культуры. В 1941 году во время немецко-фашисткой оккупации Богослужения возобновлены. После освобождения Брянщины в 1943 году храм вновь закрыт советскими властями, в нем устроено складское помещение. За долгие годы надругательства запустения храм пришел в аварийное состояние, в 1976 году обрушился купол. Начиная с 1989 года, начались реставрационные работы, продолжающиеся до сего дня.
Расположена на краю села, на высоком мысу между двумя оврагами. Построена в 1805 г. из кирпича и оштукатурена. Оригинальный памятник в стиле зрелого классицизма - восьмигранный купольный храм, центричность которого нарушает сильно развитая алтарная часть. Основной восьмерик имеет более узкие диагональные грани и выделенный аттиковый ярус, увенчанный граненым куполом с декоративным фонарем-четвериком и главкой (не сохр.). Три широкие грани украшены четырехко-лонными входными портиками с фронтонами, а к восточной почти во всю ширину объема примыкает прямоугольный алтарь с выступающей в центре полукруглой апсидой.
Главную роль в строгом и парадном декоре фасадов играют портики упрощенного тосканского ордера с несколько массивными колоннами и неполным антаблементом. Тяга на уровне двух третей стен, карнизы портиков и алтаря, а также венчающий карниз восьмерика имеют небольшие выносы; прямоугольные окна и двери с простыми обрамлениями. Необычны большие круглые окна с плоским тянутым обрамлением, расположенные в два яруса вверху диагональных граней. В треугольном фронтоне восьмерика над алтарем сохранились остатки росписей с частью надписи, говорящей об их "возобновлении" в 1832, 1866 и 1892 гг. "усердием... казака Ивана Иосифовича Людькова".
Интерьер храма образует просторный восьмигранный зал, перекрытый граненым сводом. Его стены лишены архитектурных членений, кроме отделяющего верхнюю часть карниза. Интересно сочетание находящихся над входами широких полуциркульных проемов и расположенных в два яруса круглых окон в простых рамках. Широкая арка соединяет храм с низким алтарем, разделенным на три части. Средняя из них перекрыта коробовым сводом, заканчивающимся конхой.
Церковь во имя Велико - Мученицы Варвары. Успенский Собор
В текущее время сохраняются и остаются на своих местах кладбищенская церковь , построенная в 1863 году старанием жителя Мглина Макара Александровича Голяко, который в то время был губернским секретарем и строил церковь в основном на свои средства , и церковь построенная в1784 году во имя Велико - мученицы Варвары, рядом с Успенским собором.
Успенский собор молчаливо хранит страницы своей истории, в их числе и связанные с Отечественной войной 1812 года, которая содержит молитвы, побудившие мглинчан построить в своем городе такое сооружение. Уже в начальный период военных действий 1812 г. в трехдневных боях за Смоленск императору Франции удалось сломить сопротивление русского арьергарда и двинуть лавину своих войск вглубь России. Крупные силы Французов захватили Рославль, по Рославльскому большакудвигались в сторону Мглина. Их разьезды скоро показались вблизи Каталино и Молодькова. Мглинчан охватил ужас, так как перед врагом не было заслона русских войск. Мглин оставался беззащитным городом. Но в это время французские войска двигавшиеся на Мглин, получили приказ Наполеона немедленно повернуть в сторону Москвы, к месту, где назревала Бородинская битва. уже Так, не дойдя 15 - 20 километров до французские войска взяли другое направление, и Мглин был спасен от вражеского нападения.
В память об этом событии и в знак благодарности Богу за спасение мглинчане с общего согласия решили построить «всем миром» Успенский собор. Строился он на народные пожертвования, которые исчислялись рублями, десятками, сотнями. Самые крупные средства из личных сбережений вложил в строительство храма Коллежский ассесор Григорий Лишин - инициатор народной стройки, - он вложил 10 тысяч рублей ассигнациями и почти столько же векселями. На эти деньги и началось строительство Успенского собора. Строился он 15 лет, с 1815 по 1830 гг., при постоянной нехватке денежных средств, так как мирские пожертвования были незначительными в виду бедности населения, а Григорий Лишин скоро умер, и его пожертвования скоро прекратились. И хотя многие мглинчане, особенно мастера кирпичной кладки, в строительство храма вкладывали свой бескорыстный труд, стройка шла медленно. К осени 1825 года все еще оставалась неоконченной. Поэтому в сентябре 1825 года, когда император Александр 1 проездом из Петербурга в Таганрог остановился на два дня во Мглине, мглинчане обратились к нему с письмом - просьбой такого содержания.
«Всеподданнейшие Вашего Императорского Величества гор. Мглина жители, движимы будучи сердечными чувствами благодарности к православной Греко - российской вере, через ревнителей своих в глазах целого света прославившей любезное Отечество наше и чудным образом от неприятельского в 1812 г. нашествия избавившей град сей, в знак достопамятного события оного, с общего согласия постановили, на место существовавшей ветхой деревянной, построить с Божьей помощью и усердием дателей, новую каменную трехпрестольную церковь. Благонамеренная такая цель, восприяв в заложении храма в 1815 году благое начало, приобрела было себе помощника и доброго строителя в коллежском ассесоре Григории Лишине, который по временам делал значительные пособия. Но в последствии возникли, как годы, неудобства. Выстроенная вчернепочти с куполами, церковь осталась недостроенною, пособия Г. Лишина со смертью его прекратились, а граждане как от смутных обстоятельств 1812 года, так и от ежегодных неурожаев, не оправились. Благоволи, Государь, явить на окончание храма Высочайшую милость».
Царь обещал помочь. Но из этой поездки императору не суждено было вернуться в санкт - Петербург. В ноябре он умер в Таганроге. Не вернулась в столицу и его жена Елизавета Алексеевна. На обратном пути из Таганрога в Санкт - Петербург она скончалась 4 мая (по старому стилю) 1826 г. И все же просьба мглинчан не осталась без внимания. В 1827 году из кабинета царя было прислан7о во Мглин 5 тысяч рублей ассигнациями на завершение строительства Успенского собора и приобретения колоколов. Это тоже далеко не достаточно. Снова собирали деньги местного населения, снова шли «мирские» пожертвования, мглинские умельцы продолжали вносить свой бескорыстный труд в общее дело.
Осенью 1830 г. подошли к завершению. Отделочные работы. Были сняты наружные и внутренние леса, и Успенский собор, обнесенный кирпичной стеною, предстал взору людей в своем величии, венчая собой центр и лицо Мглина. В 1830 году (23 октября по старому стилю) храм был освещен, и началось в нем богослужение.
С этого времени и вплоть до коллективизации соборная церковь, оставалась действующей, находилась под присмотром и, по мере надобности, мглинские мастера производили текущий ремонт. Известный во Мглине мастер по железной кровле В. Я. Лашенко рассказывал, что в последний раз храм ремонтировали в 1914 году, когда он чинил и красил железную крышу на храме, а 15 лет спустя наступил мрачный период в его истории. В 1929 году были сброшены кресты и колокола с южной колокольни (на северной колокольне их не было с самого начала), церковное имущество разобрали верующие. В 30 - е годы были разобраны обе колокольни (южная и северная) и кирпичная церковная ограда. Собор потерял свой изначальный вид. Главное здание собора не подвергалось разборке, уцелело от разрушения в 1929 году и в последующие 30 - е годы. Поэтому в 1943 году, после наспех проведенного ремонта без особых затруднений в соборе возобновилось богослужение.
В это время на всех ку4полах собора были установлены дубовые кресты, частично собрано церковное имущество, восстановлен алтарь. Из Новоромановской церкви привезли четыре иконы письма В. Л. Боровиковского и церковную дверь с памятной надписью, в которой содержится обращение мглинчан к царю с просьбой оказать помощь в строительстве Успенского собора. Сейчас дверь с этой надписью хранится в экспонатах, собранных для Мглинского краеведческого музея.
В 1957 году при содействии мглинских строительных организаций и инициативе А. С. Барзиловича усадьбу храма обнесли изгородью из штакетника, однако богослужение в соборе продолжалось не долго.
14 ноября 1961 года священник Успенского собора (отец Николай) закрыл церковь, замкнул главный церковный вход и сдал ключи Мглинскому райисполкому. Собор остался под замком с открытыми окнами и боковыми дверьми без присмотра и без хозяина. У главного входа в храм прикрепили дощечку с надписью: "Памятник архитектуры 19 века охраняется законом". Но это разумеется значения никакого не имело. С этого момента снова началось разрушение Успенского собора. В 1972 году на главном куполе собора ветер сорвал несколько листов кровельного железа. Залатать крышу на бесхозном здании никто не решался. Портились деревянные конструкции, на главном куполе падали кирпичи с карнизов, обваливалась наружная и внутренняя штукатурка. На глазах мглинчан погибала роспись храма. В 1977 году рухнули прогнившие хоры. Их было три, начинались они под алтарем, вели к выходу из храма в разных направлениях.
Это все происходило вскоре6 после того, как в 1976 году было принято решение Брянского облисполкома о реставрации Успенского собора, Уже готовились проекты реставрации, производились замеры здания. Наконец проект реставрации собора составил ведущий архитектор Московского института «Спецреставрация», А. Г. Азаров. В марте 1978 года Брянская областная мастерская «Реставрация» приступила к работам. По сметной документации они с материалами оценивались в 270 тысяч рублей. Особенно много потребовалось строительных материалов, так как собор имеет 25 метров высоты, его внутренний объем составляет 6500 кубических метров. Только на кровлю главного купола потребовалось 175 квадратных метров цинкового листа и по 55 квадратных метров на каждый малый купол.
За 1978 год были сооружены наружные леса, сделана новая железная кровля и трое рабочих вручную 28 - 29 декабря двумя канатами подтянули на верх и установили кресты на всех пяти куполах. Кресты изготовлены в Брянской мастерской «Реставрация» из железных труб и покрыты золотой фольгой. Стоимость всех крестов 8350 рублей.
В сентябре 1981 г. наружные работы в храме были закончены и сняты леса. Далее Брянская областная мастерская «Реставрация» должна была приступить к внутреннему ремонту собора, Но в 1982 г. из - за недостатка средств были сделаны только внутренние леса и незначительные штукатурные работы. Осенью этого же года мастера прекратили ремонтно - восстановительные работы и выехали из Мглина. Тогда мглинчане решили сами отремонтировать собор и обратились за помощью в райисполком. Идя навстречу пожеланиям населения, 18 октября 1988 г. он принял решение передать здание Успенского собора православному религиозному обществу для проведения его ремонта за счет средств общества и после завершения работ, разрешил проводить религиозные обряды в здании собора. Решение райисполкома о возвращении Успенского собора«на круги своя» населения нашего района встретило чувством глубокой благодарности. В храме возобновилось богослужение.
Сураж. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы
Церковь. Действует.
Престолы: Благовещения Пресвятой Богородицы
Год постройки: Между 1988 и 2002.
Адрес: 243500, г.Сураж.
Приход в честь Благовещения Пресвятой Богородицы был образован осенью 1988 года. Первое Богослужение было совершено в оборудованном под храм доме 27 сентября 1989 года. С 17 января 1991 года в храме стали совершаться Богослужения. В июле того же года началось строительство нового храма. 8 ноября 1997 года, вдень памяти Святого великомученика Димитрия Солунского состоялся Крестный ход и переход из домового храма в новопостроенный. Богослужения совершались в трапезной части, где был устроен временный Алтарь. Перед Вербным Воскресением в 2002 году строительство храма было полностью закончено. 27 мая 2004 года состоялось освящение храма Преосвященнейшим Феофилактом, Епископом Брянским и Севским.
Сураж. Неизвестная часовня
Часовня-усыпальница
Год постройки: Дата постройки неизвестна.
Часовня поставлена помещиком Искрицким над могилой жены в начале XX века.
Небольшое кирпичное сооружение - характерный пример культовой постройки подобного типа в русском стиле. Кубический объем завершен невысоким шатром с маленькой декоративной главкой на граненой шейке. Каждую сторону куба украшает большая полуциркульная арка на коротких парных колонках, водруженных на общий постамент. Внутри арок размещены арочные окна, а с западной стороны - вход. Проемы обрамлены квадратными ширинками с цветными поливными изразцами, имеющими рельефный рисунок из растений и розеток. Над арками четверик переходит в восьмерик с неравными гранями, являющийся основанием шатрового покрытия. На гранях основания поставлены один или два кокошника, ниши которых также украшены изразцами. Внутри квадратное в плане помещение сильно изменено и не сохранило прежнего убранства.
Сведения взяты из статьи "Действующие храмы Брянской епархии" опубликованной в "Брянском Православном Календаре. 2007 год от Рождества Христова" (Издание Брянского Епархиального Управления, 2007г.)
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы с.Нивное
История церкви :Усадебную церковь Рождества Пресвятой Богородицы спроектировал известный одесский архитектор Александр Осипович Бернардацци, а затем построил в с. Нивном Лишин Николай Андреевич на денежные средства Лишина Андрея Фёдоровича. Николаю Андреевичу помогал брат Михаил Андреевич и известный инженер М.М. Дитерихс. Строительство храма началось в 1895 и окончилось в 1898 году . Церковь Рождества Пресвятой Богородицы находится в центре села Нивного.
Церковь Рождества Богородицы села Нивное. Фото 1904 г.
Фотография представлена потомком Лишиных из Луганской области Дудиным Александром Ивановичем
В 1899 году священником в церкви стал Россинский Николай Стефанович.
Церковь Рождества Богородицы села Нивное.
З А Х О Р О Н Е Н И Я В Ц Е Р К В И
Склеп слева от алтаря (расчищенный): до 1929 года находились три гроба:
Константинов Константин Иванович, генерал-лейтенант, умер 12 января 1871г. Имелся герб. Лишина Констанция Ивановна, жена генерал-лейтенанта, род. 13 августа 1815г. - умерла 8 мая 1872г. Имелась надпись: « Вся жизнь наша будет постоянным воспоминанием о тебе, добрый друг и нежная мать. Благословляем твое пребывание среди нас, дорогая сердцу, родная».
Лишин Андрей Фёдорович, генерал-лейтенант, род. 26 мая 1801г. - умер 6 сентября 1898г. Имелась надпись:« Добродетельная жизнь твоя, дорогой родитель, исполнена была забот и любви к семье. Анна, Константин, Александр, Михаил и Николай». Имелся герб.
Склеп справа от алтаря, до 1929 года находились два гроба: Лишин Михаил Николаевич, отрок, род. 3 февраля 1878г. умер 15 сентября 1886г.
Лишин Николай Андреевич, строитель храма, действительный тайный советник, инженер, род. 22 июля 1843г. умер «от раны, полученной при возмущении в Одессе» 26 октября 1905г.
Склеп с останками, где находился в церкви неизвестно:
Лишин Феодор Андреевич, умер 15 января 1826г., на 69г. и жена его Параскева Владимировна, умерла 23 мая 1840г., на 77г. « Блажени чистiи сердцем, яко тiи Бога узрят. Помни о смерти».
На церковном погосте находились захоронения с памятниками:
Лишин Владимир Фёдорович, род. 15 июня 1795г. умер 10 марта 1850г. «В Тебе Едином всё упование, истина и живот. Чувства мои к тебе, брат и друг мой, неизменны».
Гораин Михаил Феодорович, священник, служил в церкви села Нивнаго с 1861 по 1899 годы. Похоронен возле западной стены церкви в 1899 году. Памятник в виде раскрытого Евангелия.
Родился 25.05.1847 г. в семье священника. Учился с 1862 по1868 в Черниговской духовной семинарии. Женат с 1868г. На дочери священника Варваре Ивановне Чернявской Нежинского уезда, рукоположен 1868 г. в священники прихода с. Нивного. Дети: Иоанн, Гурий, Ольга.
С 1899 года священником протоиерей Россинский Николай Стефанович. Что с ним случилось в революционное время неизвестно, похоронен он был до 1922 года с правой стороны от западного входа в Храм.
Сын священника, родился в 1873 году, окончил Стародубское духовное училище в 1887г., Черниговскую духовную семинарию 1892г., рукоположен 2-м священником в с. Нивное 1893 г.
В 1922 году из церкви было конфисковано всё самое ценное (в помощь голодающим). А сам Храм был передан церковной десятке.
С 1923 года Священником был бывший монах, отец Павел Яковлевич Романченков 1880-1937гг.
Закрытие храма произошло осенью, в ноябре 1936 года, сразу после ареста священника и сопровождалось изъятием церковных принадлежностей для их дальнейшей утилизации, местные жители небольшие иконы разобрали по домам, часть сохранилась и при условии возрождения Храма их обещали вернуть. Богатейший иконостас изготовленный на одесском Андреевском подворье был передан для смывки с него золота. Под руководством председателя ( с 1929г.) сельской администрации Молчановой Марии Авраамовны (жители дали ей прозвище «маска») весной 1937 года на разбор церкви привлекали молодёжь села. Например, за сброс колоколов, разбор маковок и колокольни, платили по 10 рублей, а за разбитие памятников на церковном погосте и плит накрывающих склепы в церкви подросткам платили по 20 копеек. Затем, разбив, подводами их увозили на строительства фундамента завода в Крутояр. После того как склепы в церкви вскрыли, ночью местные мародеры вскрыли оцинкованную обшивку гробов и похитили ордена генералов и некоторые ценности. Это коснулось в первую очередь генерал-лейтенанта Константинова К.И. - ордена и подаренный Императором перстень, и его сестры Лишиной К.И - колье. Впоследствии председатель колхоза пригрозила жителям, и ценности подбросили в здание правления колхоза. Кто-то был за это осуждён, а ценности пропали.
Ноябрьским вечером 1936 года, останки генералов и других покойных членов семьи Лишиных, в количестве 5 гробов члены церковной общины вынесли из церкви с северного входа и закопали в небольшую яму возле каменной ограды церкви (при выходе со стороны склепа, налево, примерно около находящегося там, в настоящее время пня). По свидетельству, ныне покойного жителя села Козина, на разбор колокольни и маковок приглашали и его, но отец предедупредил его, что за это кощунство выгонит его из дома. Другой житель села, ныне здравствующий, будучи мальчиком, сидя на церковном заборе, скрытно наблюдал как выносили и закапывали останки генералов.
Душатино. Церковь Василия Великого
Престолы: Василия Великого, Варвары, Троицы Живоначальной
Год постройки: 1733.
Адрес: 243507, с.Душатино.
Первое упоминание о храме в селе Душатино относится к 1733 году. Нынешний деревянный храм был построен в 1896 году на средства местной помещицы Матвеевой. В храме были устроены три Алтаря: центральный - во имя Святителя Василия Великого, и два придела: правый - во Имя Святой Троицы и левый - во имя Великомученицы Варвары.
Во время гонений на Русскую Православную Церковь в XX веке храм не закрывался. В настоящее время действующими остаются два Алтаря: центральный и правый.
Церковь находится недалеко от границы России и Белоруссии в небольшом селе, в котором проживают около 200 жителей (большинство из них престарелые). Если в советское время церковь была практически единственной в округе (в ней крестились большинство ныне живущих в районе жителей), то в настоящее время, после постройки храма в г. Сураже, церковь стали посещать гораздо меньше прихожан. Это совпало с процессами уменьшения численности населения в районе (да и во всех центральных российских областях) в целом, преобладанием пенсионеров, которые не всегда могут добраться до церкви.
Скромных пожертвований прихожан не хватает не только на необходимые ремонтные работы, но и на элементарное поддержание этого замечательного архитектурного памятника в должном состоянии. В срочном ремонте нуждается крыша, отдельные конструкции находятся в критическом состоянии. Затягивание с ремонтом может привести к необратимым последствиям во всем архитектурном ансамбле. Просторный, но с весьма скромной внутренней обстановкой храм настраивает на вдумчивую молитву, в дни больших праздников сюда приезжают со всех окрестных селений, в том числе из Белоруссии. Храм дорог многим поколениям людей, связавших свою жизнь с очень нелегким 20-м веком.
Поставлена на возвышенном участке главной улицы села, вертикальная доминанта его застройки. Возведена в 1896 г. на месте прежней 1733 г., пришедшей в ветхое состояние. Бревенчатые стены рублены без остатка, снаружи и внутри обшиты тесом, цоколь кирпичный. Деревянный храм крупных размеров, выполненный в характерном для этого времени русском стиле. Сложная пространственная композиция здания с крещатым построением объемов во многом восходит к зодчеству 17-18 вв. Высокий центральный четверик окружен более низкими прямоугольными пристройками (двумя боковыми рукавами с приделами, пятигранным алтарем и удлиненной трапезной), в углах между которыми встроены меньшие квадратные в плане прирубы. Четверик несет световой восьмерик с пологим шатром, завершенным луковичной главой на вытянутой двухъярусной шейке. Над угловыми прирубами расположены поставленные на глухих четвериках декоративные восьмерики, также увенчанные шатрами с главками; они образуют своеобразное пятиглавие храма. Им как бы противопоставлена высокая и стройная колокольня, примыкающая к трапезной. Она расчленена на пять ярусов: два четверика (нижний с входным крыльцом служил папертью) и три восьмерика (первый низкий и глухой, второй с окнами и третий с проемами звона), завершенные шатром с главой на двухъярусной шейке. Нарядное убранство фасадов включает накладные лопатки на углах объемов, карнизы с фронтонами, а также треугольные щипцы и килевидные кокошники, врезанные в шатровые кровли. Главный, западный и боковые входы выделены высокими крыльцами с портиками и широкими лестницами. Богатство внешнего облика дополняют наличники разных по форме окон: одностворчатых и трехстворчатых, с частой сеткой тонких переплетов и остроугольными завершениями, - а также окраска стен масляной зеленой краской с белыми деталями. В интерьере все помещения соединены друг с другом широкими арками, благодаря чему достигается ощущение единства внутреннего пространства. Обособлена лишь паперть с узкими боковыми помещениями по сторонам. Храм имеет простой иконостас с иконами кон. 19 - нач. 20 в., украшенными на украинский манер расшитыми крестьянскими полотенцами, и церковную утварь кон. 19-20 в.
4. Определение программного обеспечения нового тура.
Программа обслуживания - это набор услуг, предоставляемыжх туристам в соответствии с их потребностями и тематикой тура, заранее оплаченный и распределенный по времени тура.
При составлении программы обслуживания обычно используется следующий подход:
При заключении договора между туроператором и турагентом ( либо при реализации индивидуального тура) - программа обслуживания составляется, согласовывается и утверждается сторонами в виде набора услуг(списком), без распределения по конкретным дням обслуживания. Это обуславливается тем, что заранее довольно трудно определить конкретные даты работы музеев. Проведения экскурсий. Интересующего туристов спектакля, концерта и т.д. непосредственно перез заездом, примерно за три дня ( по договоренности), фирмы дополнител но факсом согласовывают уже конкретную программу обслуживания по дням с указанием наименования гостиницы, в которой туристы будут размещаться. Индивидуальный турист получает такую программу в агенстве одновременно с получением путевки или ваучера. На основе данного подхода была составлена программа обслуживания тура «Город юный, город древний», уже с учетом при бытия иотъезда туристов по разработанному маршруту. Она выглядит следующим образом( на примере заезда первой группы туристов):
«религиозный тур» - экскурсионно познавательный тур, который продолжается в течение двух дней. Размещение в гостинице «Суражичи». Питание,завтрак,ужин в кафе посещаемых городов.
Отъезд туристов на второй день вечером.
Такая программа обслуживания является оптимальной, так как соответствует тематической направленности разработанного тура, учитывает пожелания туристов относительно посещения объектов, не входящих в обязательную экскурсионную программ.
Религиозный тур по Брянской области (для студентов ) |
|
1-ый день Брянск |
9.30 - сбор на площади Партизан (Выезд) |
Брянск - Красный Рог (100км) |
10.20 - Прибытие в Красный Рог. Обзорная экскурсия по усадьбе Алексея Константиновича Толстого. Осмотр церкви Успения Пресвятой Богородицы. |
Красный- Рог - Почеп (20км) |
12.00 - Осмотр Октябрьской площади, Воскресенский собор, церкви Антония и Феодосии Почапских, усадьба помещика Лакотко. |
Почеп - Мглин (47км) |
13.40 - Прибытие в город Мглин, обзорная экскурсия, обед, свободное время. |
Мглин - с.Высокое (7км) |
15.40 - Осмотр церкви Николая Чудотворца |
С.Высокое - с.Ляличи (20км) |
16 50 - Осмотр усадьбы Заводовских и церкви Святой Екатерины. |
С.Ляличи - Сураж (20км) |
18.00 - прибытие в город Сураж, размещение в гостинице «Суражичи», ужин, свободное время. |
2-ой день Сураж - с.Нивное (30км) |
9.00 - Выезд из гостиницы, завтрак. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. |
С.Нивное - с.Душатино (20км) |
12.40 - Храм во имя Святителя Василия Великого. |
С.Душатино - с.Далисичи (25км) |
14.50 - Обед, Усадьба Искрицких. |
С.Далисичи - Сураж (25км) Брянск - Сураж (210км) |
17.00 - Обзорная экскурсия по Суражу, ужин. Отъезд в Брянск. |
6. Вопросы безопасности.
На данном турмаршруте страхование туристов входит в стоимость путевки, однако за дополнительную плату возможно страхование жизни , здоровья и имущества туристов. Перевозить туристов осуществляет опытный водитель, сопровождающий группу гид - экскурсовод при необходимости сможет оказать первую медицинскую помощь, а также при более серьезных случаях вызвать скорую помощь.
Рабочее время и время отдыха водителя, требования к движению автобуса, организация сопровождения
Нормальная продолжительность рабочего времени водителя не может превышать 40 часов в неделю. В случаях, когда по условиям перевозки это требование не может быть соблюдено, водителю устанавливается суммированный учет рабочего времени с продолжительностью ежедневной работы не более 10 часов. В исключительных случаях, при наличии объективных обстоятельств, продолжительность ежедневной работы может быть увеличена до 12 часов.
Если режим движения предусматривает продолжительность рабочего времени более 12 часов, в рейс должны направляться два водителя. При этом автобус должен быть оборудован спальным местом для отдыха водителя-сменщика.
Перед началом поездки по маршруту сотрудники ДПС ГИБДД проверяют готовность водителей, уточняют задание на перевозку и определяют скорость движения на различных участках маршрута. Руководителем подразделения, осуществляющего сопровождение, устанавливается порядок связи и взаимодействия наряда сопровождения с постами ДПС на всем маршруте перевозки.
На маршруте перевозки водитель обязан осуществлять посадку и высадку пассажиров только после полной остановки автобуса, а начинать движение только с закрытыми дверями и не открывать их до полной остановки. Водителю запрещается выходить из кабины автобуса при посадке и высадке пассажиров, осуществлять движение задним ходом.
Скорость движения выбирается водителем в зависимости от дорожных, метеорологических и других условий, но не должна превышать 60 км/час.
При движении в светлое время суток, с целью обозначения движущегося автобуса, должен быть включен ближний свет фар.
В процессе перевозки сопровождающий должен находиться у двери автобуса. Окна в салоне автобуса должны быть закрыты.
Должность: Водитель автомобиля 1-го класса
Наименование услуг |
Цена с группы тыс/руб. (13 ч.) |
Цена с одного человека |
Транспорт |
1800 |
140 |
Обед, завтрак, ужин |
? |
? |
Размещение в гостинице |
6500 |
500 |
Посещение усадьб, музеев |
около 2600 руб. |
Около 200 |
Итог |
10900 |
840 |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ