КИБЕРБУЛЛИНГ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ПОДРОСТКА - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

КИБЕРБУЛЛИНГ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ПОДРОСТКА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
 

Интернет, как уникальная совокупность локальных, региональных, национальных и общемировых компьютерных сетей и универсальная технология обмена информацией,  является важнейшим символом и главным связующим средством глобального информационного пространства. Совсем недавно эта система возникла как частная программа, но теперь стала средством информационного обмена многих и многих миллионов людей на всех континентах земли.

Но вместе с благами и достижениями приходят новые угрозы и проблемы, требующие скорейшего разрешения. Так для одних Интернет - универсальный источник разнообразной информации, принципиально новое условие организации всей жизнедеятельности на более высоком уровне; для других - «мировая паутина», опутывающая и губящая души молодых людей, «электронный концлагерь», «всемирная сплетница», «оружие инквизиторов». К сожалению, Интернет-пространство, предоставляет не только свободу доступа к информации, но и является той площадкой, где культивируются чуждые нормальному человеку ценности. Интернет почти неподконтролен цензуре. И с этим связаны не только его позитивные возможности, но и проблемы.

В последнее время в социальных сетях получило распространение такое явление как «кибербуллинг» Кибербуллинг - это нападения с целью нанесения психологического вреда. Такое многократно повторяемое агрессивное поведение имеет целью навредить человеку и базируется на дисбалансе власти (физической силы, социального статуса в группе).

Кибербуллинг включает целый спектр форм поведения, на минимальном полюсе которого - шутки, которые не воспринимаются всерьез, на радикальном же - психологический виртуальный террор, который наносит непоправимый вред, приводит к суицидам и смерти. Есть также понятие буллицида - гибели жертвы вследствие буллинга.

Американские исследователи выделили восемь основных типов буллинга:

  1. Перепалки, или флейминг - обмен короткими эмоциональными репликами между двумя и более людьми, разворачивается обычно в публичных местах Сети.
  2. Нападки, постоянные изнурительные атаки - повторяющиеся оскорбительные сообщения, направленные на жертву.
  3. Клевета - распространение оскорбительной и неправдивой информации. Текстовые сообщения, фото, песни, которые часто имеют сексуальный характер. Жертвами могут быть не только отдельные подростки - порой случаются рассылки списков («кто есть кто в школе», «кто с кем спит»), создаются специальные «книги для критики» с шутками про одноклассников.
  4. Самозванство, перевоплощение в определенное лицо - преследователь позиционирует себя как жертву, используя ее пароль доступа к аккаунту в социальных сетях, в блоге, почте, системе мгновенных сообщений, либо создает свой аккаунт с аналогичным именем и осуществляет от имени жертвы негативную коммуникацию.
  5. Надувательство, выманивание конфиденциальной информации и ее распространение - получение персональной информации и публикация ее в интернете или передача тем, кому она не предназначалась.
  6. Отчуждение (остракизм, изоляция). Любому человеку присуще желание быть включенным в группу. Исключение же из группы воспринимается как социальная смерть. Чем в большей степени человек исключается из взаимодействия, тем хуже он себя чувствует, и тем больше падает его самооценка. В виртуальной среде это может привести к полному эмоциональному разрушению ребенка. Онлайн-отчуждение возможно в любых типах сред, где используется защита паролем, формируется список нежелательной почты или список друзей.
  7. Киберпреследование - скрытое выслеживание жертвы с целью организации нападения, избиения, изнасилования и т.д.
  8. Хеппислепинг (HappySlapping - счастливое хлопанье, радостное избиение) - название происходит от случаев в английском метро, где подростки избивали прохожих, тогда как другие записывали это на камеру мобильного телефона. Сейчас это название закрепилось за любыми видеороликами с записями реальных сцен насилия. Эти ролики размещают в интернете, где их могут просматривать тысячи людей, без согласия жертвы. Начинаясь как шутка, хеппислепинг может закончиться трагически: 18-летнего Тристона Кристмаса избила группа парней, снимая это на видео для интернета, а когда он умирал на полу от удара головой, убийца и наблюдатели продолжали развлекаться на вечеринке.

По оценкам специалистов каждого четверного ребенка в возрасте от 6 до 15 лет оскорбляют в Сети. Опрос, проведенный британским интернет-провайдером Talk Talk среди 500 детей в возрасте от шести до 15 лет, показал,11% всей опрошенной молодежи признались, что хотя бы раз оказывались замешанными в кибербуллинге - либо в роли жертвы, либо в роли распространителя угроз и издевательств.

Что делать взрослым для профилактики кибербуллинга, его прекращения или преодоления его последствий? Прежде всего, следует быть внимательными к своему ребенку и его виртуальным практикам. Родители и дети имеют разные маршруты и предпочтения и в медиа, и в интернете, однако, в отличие от правил дорожного движения, взрослые редко рассказывают детям, что стоит и чего не стоит делать в виртуальном мире. Доступ к виртуальному миру требует регулирования, введения четких правил пользования и разъяснения, в каких случаях и какое поведение считается нормальным и будет безопасным. Не разрешать детям младше 12 лет размещать на странице свое фото, адрес, номер телефона, номер школы, ограничить доступ «посторонних» пользователей к странице ребенка в социальной сети. Важным элементом родительского контроля является расположение компьютера в зоне общего пользования (гостиная, кухня), где, занимаясь параллельно собственными делами, взрослые могут ненавязчиво наблюдать время от времени за реакциями ребенка, когда он находится в интернете, а также будет легче контролировать время работы с компьютером. Следует внимательно выслушивать впечатления ребенка от общения с новой реальностью, знакомиться с сайтами и технологиями, которые она использует. Будьте бдительны, если ребенок после пользования интернетом расстроен, удаляется от общения со сверстниками, если ухудшается его успеваемость в школе. Отслеживайте онлайн-репутацию ребенка - ищите его имя в поисковых серверах.

Если ваш ребенок стал жертвой кибербуллинга, необходимо сохранить свидетельства этого события. Сделать копии полученных сообщений. Сохраняйте спокойствие - вы можете еще больше напугать ребенка своей бурной реакцией на то, что он вам показал. Главной задачей является эмоциональная поддержка. Не следует преуменьшать значение агрессии против вашего ребенка, но и пугать также не следует: нужно дать ребенку уверенность в том, что проблему можно преодолеть. Никогда не наказывайте и не ограничивайте действия ребенка в ответ на его признание. Проговорите с ребенком ситуацию и внимательно его выслушайте. Повторите простейшие правила безопасности при пользовании интернетом, дайте советы по дальнейшему предотвращению кибербуллинга. Одноразовой беседы будет недостаточно - медийный иммунитет, как и биологический, не формируется раз и навсегда, а требует периодического обновления.

У кибербуллинга есть некоторые особенности, которые делают его последствия очень серьезными. Кибербуллинг воздействует на жертву семь дней в неделю, 24 часа в сутки, не оставляя пространства и времени, в котором человек мог бы чувствовать себя защищенным.

Кибербуллинг одинаково сильно действует на разные поколения. Жертвой кибербуллинга может стать как подросток, так и, например, школьный учитель.

Такой вид насилия не менее чем физический травмирует психику детей, поскольку свою виртуальную жизнь они приравниваю к реальной, а то и придают ей большее внимание. Опасно это еще и с той точки зрения, что половина жертв буллига сами становятся буллерами, чтобы отомстить за свое унижение в прошлом.

 

Литература

1. Найденова Л. Кибер-буллинг: опасное виртуальное «быкование» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://psyfactor.org/lib/cyber-bullying.htm???history=8&sample=4&ref=0. Дата обращения 12.12.2011.

Просмотров работы: 57