ПРИЧИНЫ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ И ЕГО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГА - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ПРИЧИНЫ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ И ЕГО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В современном российском обществе существует потребность в доброжелательном, лояльном, либеральном, толерантном человеке. Но напряженная, неустойчивая социальная, экономическая, экологическая обстановка, сложившаяся в настоящее время в нашем обществе, порождает повышенную тревожность, духовную опустошенность детей и влечет  за собой жестокость и насилие. Поэтому, в связи с ростом детской преступности, различных проявлений агрессивности, жестокости в детской субкультуре и семье, тема агрессии приобретает особую актуальность.

Проблема агрессивности детей беспокоит психологов уже долгое время. Ею занимались как зарубежные, так и отечественные ученые: А.Бандура, А. Басс, Р. Бэррон, К. Лоренц, Д. Ричардсон, З. Фрейд, Э. Фромм, К. Бютнер, Р. Берковец,  П.П.Блонский,  Г.Э.Бреслав, Л.С. Выготский, А.И.Захаров, Л.Б. Гиппенрейтер, С.Л. Колосова, Р.В. Овчарова, Н.М. Платонова, А.А. Реан, Т.Г. Румянцева, Л.М. Семенюк, И.А. Фурманов и др. Среди данных ученых принято разделять такие понятия как «агрессия» и «агрессивность».

Агрессия - это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т. п.)

Агрессивность - стабильная, устойчивая характеристика, свойство, отражающее осознаваемую или неосознаваемую предрасположенность личности к достаточно последовательному агрессивному поведению, целью которого является причинение объекту физического или психологического вреда. Агрессивность в ряде случаев может рассматриваться не только как устойчивая личностная черта, но и как конкретно-актуальное состояние, а поведение агрессивной направленности, им вызванное, как деяние, осуществленное в состоянии аффекта [2]. 

Анализ многочисленных исследований и подходов отечественных и западных ученых, позволяет выделить следующие причины агрессивного поведения младших школьников:

  1. Агрессия как естественная реакция на унижение достоинства ребенка, постоянные насмешки, издевательства. Это вынужденная агрессивность, провоцирующаяся обстоятельствами и выполняющая защитную функцию.
  2. Агрессия как следствие ограничения свободы, самостоятельности, чрезмерной опеке, подавление взрослыми инициативы ребенка. Такая агрессия проявляется в попытке отстоять себя, свои права, свое мнение.
  3. Агрессия как ярко выраженная направленность на других, как черта характера. Такой ребенок не может жить, пока не выплеснет свои эмоции, чувства, переживания на других.
  4. Агрессия как проявление Эдипова комплекса. Такая агрессия направлена на взрослого человека одного пола с ребенком.
  5. Агрессия как проявление соперничества между детьми.
  6. Агрессия как проявление комплекса неполноценности, стремление доказать свою самостоятельность.
  7. Агрессия как результат депривации и фрустрации, т.е. гнетущего переживания неудач в удовлетворении потребностей и достижения целей.
  8. Агрессия как результат негативного влияния авторитарного стиля семейного воспитания [4].

Важным моментом является учет психологических личностных  особенностей младших школьников, а именно:  появление новообразований (произвольное поведение); ведущей деятельности (учебная);  развитие словесно-логического, рассуждающего мышления;  изменения, происходящие в памяти; планирование результатов деятельности и рефлексия;  способность к сопереживанию;  самоутверждение среди сверстников [3]. 

В мировой психологической практике накоплен огромный опыт работы с агрессивными детьми, но наиболее эффективным, в деятельности школьного психолога, является психолого-педагогическое сопровождение. Оно включает в себя индивидуальную и групповую диагностику детей, психолого-педагогическое консультирование, коррекционно-развивающую работу, а также профилактику агрессивного поведения младших школьников. Главная цель этих направлений деятельности сводится к созданию таких социально-педагогических условий, в которых ребенок мог бы стать субъектом своего развития и своей жизни: деятельности, общения и собственного внутреннего мира [1]. Психолого-педагогическое сопровождение способствуют развитию у детей толерантности, лояльности, миролюбия, доброжелательности, снисходительности и нравственности.Частная цель, имеющая отношение именно к образовательному пространству школы, - создание условий для успешного обучения и поступательного психологического развития учащихся в школьной среде. Центральным принципом при этом является ценность личного выбора человека, его самоопределения в значимых жизненных ситуациях. Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение позволяет создать такие условия для развития ребенка, которые способствуют полноценному развитию его личности.

Список использованной литературы

  1. Битянова, М.Р. Работа психолога в начальной школе/ М.Р. Битянова, Т.В. Азаров, Е.И. Афанасьева, Н.Л. Васильева. - М., 2001.
  2. Долгова, А.Г. Агрессия детей младшего школьного возраста. [Текст] Диагностика и коррекция. - М.: Генезис, 2009. - 216с. - (Психологическая работа с детьми).
  3. Смирнова, Е.О. психологические особенности и варианты детской агрессивности [Текст] / Е.О.Смирнова, Г.Р.Хузеева // Вопр. Психологии. - 2002. - №1. - С. 17-26.
  4. Шалагинова, К.С. Психологическое сопровождение агрессивных младших школьников: сущность, специфика, опыт разработки и реализации [Текст] : Моногр. / К.С. Шалагинова. - Тула: Изд-во Тул. гос. Пед ун-та им. Л.Н.Толстого, 2009. - 139с.
Просмотров работы: 6