Проблема агрессивности детей беспокоит психологов уже долгое время. Ею занимались как зарубежные, так и отечественные ученые: А.Бандура, А. Басс, Р. Бэррон, К. Лоренц, Д. Ричардсон, З. Фрейд, Э. Фромм, К. Бютнер, Р. Берковец, П.П.Блонский, Г.Э.Бреслав, Л.С. Выготский, А.И.Захаров, Л.Б. Гиппенрейтер, С.Л. Колосова, Р.В. Овчарова, Н.М. Платонова, А.А. Реан, Т.Г. Румянцева, Л.М. Семенюк, И.А. Фурманов и др. Среди данных ученых принято разделять такие понятия как «агрессия» и «агрессивность».
Агрессия - это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т. п.)
Агрессивность - стабильная, устойчивая характеристика, свойство, отражающее осознаваемую или неосознаваемую предрасположенность личности к достаточно последовательному агрессивному поведению, целью которого является причинение объекту физического или психологического вреда. Агрессивность в ряде случаев может рассматриваться не только как устойчивая личностная черта, но и как конкретно-актуальное состояние, а поведение агрессивной направленности, им вызванное, как деяние, осуществленное в состоянии аффекта [2].
Анализ многочисленных исследований и подходов отечественных и западных ученых, позволяет выделить следующие причины агрессивного поведения младших школьников:
Важным моментом является учет психологических личностных особенностей младших школьников, а именно: появление новообразований (произвольное поведение); ведущей деятельности (учебная); развитие словесно-логического, рассуждающего мышления; изменения, происходящие в памяти; планирование результатов деятельности и рефлексия; способность к сопереживанию; самоутверждение среди сверстников [3].
В мировой психологической практике накоплен огромный опыт работы с агрессивными детьми, но наиболее эффективным, в деятельности школьного психолога, является психолого-педагогическое сопровождение. Оно включает в себя индивидуальную и групповую диагностику детей, психолого-педагогическое консультирование, коррекционно-развивающую работу, а также профилактику агрессивного поведения младших школьников. Главная цель этих направлений деятельности сводится к созданию таких социально-педагогических условий, в которых ребенок мог бы стать субъектом своего развития и своей жизни: деятельности, общения и собственного внутреннего мира [1]. Психолого-педагогическое сопровождение способствуют развитию у детей толерантности, лояльности, миролюбия, доброжелательности, снисходительности и нравственности.Частная цель, имеющая отношение именно к образовательному пространству школы, - создание условий для успешного обучения и поступательного психологического развития учащихся в школьной среде. Центральным принципом при этом является ценность личного выбора человека, его самоопределения в значимых жизненных ситуациях. Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение позволяет создать такие условия для развития ребенка, которые способствуют полноценному развитию его личности.
Список использованной литературы