ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МОЛОДЕЖНОГО ТУРИЗМА В РОССИИ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МОЛОДЕЖНОГО ТУРИЗМА В РОССИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Туризм является одним из самых динамично развивающихся видов бизнеса в мире. При этом на современном этапе значительно актуализируется такой вид туризма как молодежный туризм. Молодые люди сегодня сталкиваются с целым рядом трудностей, которые касаются их жизненного самоопределения. Поэтому большинство экспертов считают, что туризм на современном этапе развития общества представляет собой необходимое звено на пути к достижению высших целей человека, к самоопределению, снятию социальной напряженности, формированию толерантности в обществе.

 Под определение «молодежный туризм» попадает особый вид путешествий, индивидуальный или коллективный по форме, когда молодые люди предпочитают отдыхать большими компаниями, объединенными общей целью познания мира и проведения досуга [1]. И в этой связи следует отметить, что в настоящее время молодые люди сталкиваются с проблемой доступности интересного и насыщенного досуга и туристской рекреации.

Основными проблемами для молодых россиян можно считать:

  • дороговизна туристских услуг и туров,
  • визовый режим, т.к. молодые россияне сразу же попадают в группу риска для консульств стран Шенгенской зоны, США, Великобритании и других стран;
  • качество туристских услуг, представляемых молодежи находится на невысоком уровне;
  • незначительные преференции для молодежи на транспортные билеты (авиа, ж/д и др.).
  • отсутствие единой базы и действующей в масштабах страны модели организации центров, фестивалей, клубов, молодежных школ, конференций, турбаз и лагерей молодежного туризма;
  • значительное число молодежных туристских объектов отдыха находится в изношенном состоянии и простаивает незадействованным;
  • практически отсутствуют современные круглогодичные международные студенческие туристские центры в регионах России;
  • не эффективно идет координация работы регионов с федеральным центром, а также практически отсутствует межрегиональное взаимодействие и обмен опытом в сфере молодежного туризма в регионах.

К особенностям организации молодёжного отдыха можно отнести толерантный характер путешествующих по отношению к уровню комфорта в типе транспортировки и средствах размещения, проще говоря, все зависит от личных потребностей путешествующего. Кто-то предпочитает жить в менее роскошных отелях, но при этом увидеть больше красивых мест и посетить музеев, а для кого-то комфорт остается на первом месте.

При создании тур-пакетов для молодежи надо учитывать следующие факторы:

  1. Личные предпочтения туриста (что ждет от отдыха, что бы хотел увидеть, в какой категории отелей жить).
  2. Состав группы (молодым людям интереснее общаться со сверстниками, поэтому, необходимо проследить, чтобы возрастная категория группы была примерно на одном уровне) [2].
  3. Интересная программа и эмоциональный фонд туристов (здесь надо отметить, что молодежные туристские группы легки на подъем, поэтому вся программа должна быть составлена так, чтобы не было ни одной свободной минутки, кроме того, отношения внутри группы не менее важны, необходимо создать комфортную атмосферу для всех)

Однако согласно проведенным исследованиям главной ценностью туризма для современной молодёжи является то, что они рассматривают туризм как средство познания окружающего мира. Именно туризм они признают как один из способов расширения их кругозора [3].

Таким образом, можно выделить следующие группы ценностей молодёжи: нравственные, эстетические, витальные, социальные.

Нравственные ценности в сфере туризма проявились в виде:

  • расширения своего кругозора;
  • подъёма духовных сил;
  • приобретения новых увлечений;
  • стимулирования изучения иностранных языков;
  • способствования более лёгкому общению с людьми;
  • переоценки и обновления своего «Я»;
  • изменения отношения к окружающему миру;
  • осознания факта того, что меня «видел мир»;
  • расширения социальных контактов.

Среди эстетических ценностей в сфере молодежного туризма нами выделены:

  • красота места пребывания;
  • стильность оформления места проживания, прилегающих территорий;
  • гармония между архитектурным и природным наполнением местности;
  • самобытность места отдыха;
  • следование традициям в месте туристского отдыха;
  • следование традиции отдыха, заложенной в семье;
  • новизна места посещения с целями отдыха.

Кроме того, были выделены ценности, непосредственно связанные с витальными основами жизни:

  • место размещения (проживания);
  • организация питания;
  • обеспеченность транспортными средствами;
  • потребность во впечатлениях;
  • развлечения.

Также в сфере молодежного туризма нами были выделены социальные ценности:

  • ценность социальных взаимодействий с людьми;
  • коллективность.

Актуализация молодежного туризма в России будет способствовать повышению задействованности молодежи в активных занятиях туризмом, снижению асоциальных проявлений в молодежной среде. Отметим, что в России в молодежных группах со сравнительно низким уровнем благосостояния наблюдается достаточно ущербный стиль жизни этой части населения. Речь идет об отсутствии интереса к активной рекреации и туризму. Жизненные обстоятельства (социальная необустроенность, незащищенность) обусловливают значительную распространенность вредных привычек в этой среде. Немалая часть молодежи ищет легкие способы преодоления фрустрации с помощью различных эрзацев «отдыха» - курят, употребляют алкоголь, наркотики [4]. По данным выборочного обследования «Влияние поведенческих факторов на состояние здоровья населения», проведенного Федеральной службой государственной статистики РФ в 2008 году наиболее распространенным ответом респондентов в группах с низкими доходами на вопрос, какой отдых наиболее типичен в повседневной жизни, является ответ «смотрю телепередачи, видеофильмы», который дали 58 % опрошенных [6]. Такая ситуация для общественного развития России крайне опасна. В нездоровом обществе процветают преступность, наркомания, алкоголизм, стагнируют и распадаются культура и образование, притупляется самосознание, развивается своеобразный комплекс неполноценности и ущербности молодого поколения. Нарушения в образе жизни молодых людей порождают пессимизм и безысходность, деструктивно воздействуют на сознание в социальных группах. Напротив, в мировоззрении и ментальности здорового поколения превалирует энтузиазм и оптимизм, вера в собственную значимость и благоприятные перспективы.

Поэтому важнейшей задачей государства является проведение эффективной молодежной социально-экономической политики в стране в области туризма и рекреации. Следует отметить, что при ежегодно возрастающей потребности молодежи к занятиям туризмом, проблемами развития туризма занимаются различные государственные ведомства, нет единой базы по проблемам развития социального туризма в молодежной среде, существует дефицит квалифицированных туристских кадров, маршрутов и технологий, способных качественно удовлетворять растущий спрос молодежи на основе программ внутреннего туризма, также слабо развита материальная база самодеятельного туризма.

Таким образом, в настоящее время отсутствует четкое понимание целостности картины молодежного туризма, нет ясной концепции организационно-технических этапов развития инфраструктуры молодежных туристских центров и пропаганды молодежного туризма в регионах России.

Поэтому в первую очередь для решения проблем молодежного туризма необходима разработка программ регионального молодежного туризма и эффективное межрегиональное сотрудничество в области развития внутреннего социального туризма. Наиболее важными организационно-техническими этапами развития молодежного туризма в регионе должны быть по нашему мнению, следующие:

  • создание отдела молодежного туризма при региональном органе управления молодежной политикой;
  • создание общественных организаций, ориентированных на развитие молодежного туризма в регионе;
  • создание туристских клубов, молодежных полевых лагерей при общественных организациях в регионах;
  • открытие в регионе туристских молодежных турбаз для школьников, для студентов, для молодых семейных пар;
  • проведение в регионе туристских фестивалей, например, фольклорных, культурных с проведением туристских соревнований по наиболее активно развиваемым в регионе видам спорта (спортивное ориентирование, пляжный волейбол, плавание, гребля, велосипедный, парусный спорт и другие культивируемые в регионе);
  • разработка молодежных туристских маршрутов, наиболее полно раскрывающих природный, культурный туристско-рекреационный потенциал региона (маршруты могут быть однодневные и многодневные, пешие велосипедные, автобусные и другие);
  • разработка разнообразных контентов и проведение региональных летних и зимних специализированных школ для школьников и студентов совместно с общественными организациями, учреждениями высшего и среднего образования в регионе;
  • создание региональной программы развития молодежного туризма.

Список литературы:

  1. Биржаков М.Б. Введение в туризм: Учебник.- Издание 8-е.- СПб., 2006.
  2. Belka&Strelka [Электронный ресурс]: молодежный туризм.- М., 2008-2011.- URL: http://b-n-s.ru
  3. Боголюбов B.C. Экономика туризма: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.- М.: Академия, 2005.
  4. Никитина О.А. Исследование процессов функционирования и стратегического развития региональных санаторно-курортных комплексов / О.А. Никитина. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2009.
  5. http://ru.wikipedia.org/
  6. http://www.gks.ru/
Просмотров работы: 1772