Маркетинговая стратегия развития туризма в Карачаево-Черкесии - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

Маркетинговая стратегия развития туризма в Карачаево-Черкесии

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Туризм - наиболее эффективное средство удовлетворения потребности людей в отдыхе, так как он сочетает различные виды рекреационной деятельности оздоровление, познание, восстановление производительных сил человека.

Туризм, как социально-экономическое явление, сочетает в себе рыночные  аспекты экономических связей и социально ориентированные цели развития общества. В современных условиях туризм превратился в один из ведущих секторов мирового хозяйства. Во многих странах мира он является высокодоходной и наиболее динамично развивающейся отраслью экономики.[1]

Существенные структурные изменения в сфере туризма происходят и в России. Совершенствуется туристическая инфраструктура, формируется соответствующий сегмент рынка труда, создается новая система
государственного регулирования туристической деятельности.

Вопросы, касающиеся развития туристического продукта на Кавквзе, в частности, в Карачаево-Черкесии в настоящее время очень актуальны. Туризм в Карачаево-Черкесии, обладающей уникальными рекреационными -  ресурсами, должен стать важной составной частью экономики республики. В связи с этим стратегия развития туризма должна определяться необходимостью формирования собственного туристского продукта Карачаево-Черкесии, обеспеченного комплексом мер для его выхода на внутренний и внешний рынки. Анализ современного состояния туризма в Карачаево-Черкесской республике показывает, что в последние годы эта сфера в целом развивается стабильно и динамично. Резко увеличился объем инвестиционных предложений по гостиничному строительству как со стороны иностранных, так и со стороны отечественных инвесторов.

Цель данной работы-проанализировать комплекс проблем в туротрасли республики и предложить пути их решения для успешного развития туризма в КЧР.             

В настоящее время в республике насчитывается 205 гостиниц и ресторанов 93 детских оздоровительных учрежденной. Численность детей отдохнувших в них за лето составляет 8433 Объем платных услуг, оказываемых населению гостиницами и аналогичными средствами размеще­ния, составил в 2010 г 158,4 млн. руб., туристских услуг-26,9 млн. „руб., санаторно-оздоровительных -19,3 млн. руб.[2]

Главной целью совершенствования туристско-рекреационного комплекса Карачаево-Черкесской Республики должна стать максимальное увеличение своей доли на рынке туристских услуг, для достижения которой необходима корректировка содержания предложения туристско-рекреационного комплекса и создание эффективных каналов донесения обновленного предложения до целевой аудитории все это достижимо при использовании правильной концепции маркетинга.

Растущее насыщение рынка услуг разнообразными услугами туризма, острая конкурентная борьба туристических фирм за предпочтение потребителей, возможности предпринимателей самостоятельно определять цели, стратегии, управленческие структуры обусловили необходимость и возможность использования положений и концепций маркетинга в сфере туристских услуг. Критериями оценки состояния маркетинга являются место и роль службы маркетинга в организационной структуре фирмы, а также встроенность   маркетинга   в   систему   управления.    Высокий   теоретико-методологический потенциал концепции туристского маркетинга, направленного на предоставление конкурентоспособных услуг, проявляется в том, что при успешном ее использовании фирма, функционирующая на рынке туристских услуг, может достичь должной эффективности, если будут использованы все ее потенциальные инструментарно-функциональные возможности. Конструктивное применение их в воспроизводственном процессе в сфере туристских услуг становится возможным при использовании стратегического и оперативного маркетинга.

В ходе маркетинговых исследований состояния туристско-рекреационного комплекса Карачаево-Черкесской Республики были определенны два главных направления стратегии его развития:

1. Экстенсивное направление развития - предполагает освоение новых туристских территорий, обеспечение их транспортной доступностью, инженерной, социальной и туристской инфраструктурой. Экстенсивное направление развития имеет высокую потребность в крупных инвестициях, которые могут быть обеспеченны через участие Карачаево-Черкесской Республики в федеральной программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2016 годы)» на базе государственно-частного партнерства.

2. Интенсивное направление развития - предполагает увеличение количества и совершенствование качества туристских услуг туристско-рекреационного комплекса Карачаево-Черкесской Республики на базе уже имеющейся инфраструктуры и направлено на повышение удельной загрузки объектов комплекса с увеличением продолжительности пребывания туристов.[3]

Для улучшения эффективности работы туристского рынка КЧР нужно определиться с проблемами, связанными с необходимостью изменений   в предложении турпродукта. Перечислим основные из них: -   предложение    обладает всеми признаками  устаревания    (технология обслуживания, несоответствие тенденциям спроса);

  • - в последние 5 лет ассортимент услуг, предлагаемых туристско-рекреационным комплексом республики, не обновлялся;
  • - неполное использование имеющейся туристской и сопутствующей инфраструктуры в формировании туристского продукта;
  • - наличие у регионов конкурентов современных и востребованных предложений, оттягивающих потребителей (бесплатный трансферт, единый абонемент на все канатные дороги).

Для решения поставленных задач необходимо проведение мероприятий по формированию и изменению предложения турпродукта в КЧР. Во-первых,надо исследовать значимость восприятия потребителей природных и культурно-исторических объектов на территории республики, являющихся факторами туризма.

Во-вторых, брендинг наиболее значимых для туристов объектов, разработка их полных бренд-буков для использования в продвижении туристских территорий,включающий классификацию туристских услуг, их группировку, определение групп, которые могут продвигаться под одним брендом; создание брендов, в рамках которых будут развиваться группы туристских и смежных услуг в республике. В-третьих, введение инноваций, ускоряющих обслуживание туристов и повышающих его качество; разработка и вывод на рынок новых услуг для туристов. И очень важный аспект-подготовка обслуживающего персонала, в соответствии с современными требованиями.

В сфере маркетинговых коммуникаций также существуют определенные проблемы, решение которых необходимо для успешного развития туризма в КЧР:

  • -отсутствие централизованной    рекламы    туристских    возможностей республики;
  • - отсутствие системного медиа-планирования;
  • - отсутствие рекламы через информационные каналы, которыми регулярно пользуются целевые потребители
  • недостаток креативности в существующих попытках рекламирования;
  • - устаревший стиль донесения рекламных посланий до современной аудитории;
  • - размытое представление у аудитории о республике как субъекте туристского рынка.

Можно выделить следующие решения в сфере маркетинговых коммуникаций:

  • - усиление рекламной и PR активности;
  • - синхронизация медиа-планирования с маркетинговыми задачами;
  • - использование новых каналов коммуникаций.
  • - обновление стиля маркетинговых коммуникаций;
  • - отстройка имиджа туристских территорий.[4]

Мы предлагаем проведение следующих мероприятий по совершенствованию маркетинговых коммуникаций в сфере туризма по Карачаево-Черкесии:

  • - рассмотрение ежегодных расходов на рекламу и PR в качестве одной из приоритетных статей бюджета органа исполнительной власти в сфере туризма;
  • - использование социальной активности целевых потребителей для создания новых низкозатратных каналов маркетинговых коммуникаций в реальных и виртуальных сообществах;
  • - создание современного комплекса интернет-маркетинга;
  • - креативная разработка и унифицирование стиля рекламных сообщений;
  • -  создание постоянно пополняемого банка собственных аудиовизуальных, текстовых и иллюстративных материалов и произведений, их интенсивная публикация и трансляция через широкий круг СМИ;
  • -постоянное отслеживание информационного пространства, противодействие распространению информации, принижающей имидж туристско-рекреационного комплекса республики.

После успешного проведения всех перечисленных мероприятий маркетинг в туристической отрасли, должен встать на новый уровень, а значит, появится надежда, что в ближайшее время весь огромный потенциал Карачаево-Черкесской республики найдет свое применение. И республика станет одним из популярнейших мест на Земле среди любителей приятного отдыха.

                 ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  • 1. Федеральный закон «О туризме».
  • 2. Федеральный закон «Об особо охраняемых территориях» от 14 марта 1995г. № 33Ф-3.
  • 3. Концепция развития туризма в КЧР до 2015 года.
  • 4. Маркетинговый план развития туристской отрасли Карачаево-Черкесской Республики до 2015 года
  • 5. Тарасенко Е.Т., На ладонях гор, Черкесск 2004.
  • 6. Вишнякова С.М., Профессиональное образование словарь, М., 1997.
  • 7. Зорин И.В., Квартальнов В.А. Энциклопедия туризма-М.: Финансы и статистика,2001г
  • 8. Семенова А.О. «Эколого-туристский потенциал и перспективы экологического туризма в КЧР», Вестник «НАТ»№1 янв. - март 2010г
  • 9. Власова Т.И. «Культурный туризм: условия устойчивого развития», Вестник «НАТ»№4 окт-дек 2008г.
  • 10. Соломина Ж.Б. «Культурный ландшафт города как основа туристско-рекреационного потенциала», Вестник «НАТ»№4 окт-дек 2008г.
  • 11. Туризм: право и экономика,№2/2008.
  • 12. Российская газета. Экономика. Туризм.№58 2008г.
  • 13. «История Российского туризма», Вестник «НАТ»№4 окт. - дек .2008г.
  • 14. Камышова Е.А. «Безопасность туризма РФ: Основные проблемы и пути их разрешения», Вестник «НАТ» №3 июль-сент.2008г.
  • 15. «История Российского туризма», Вестник «НАТ» №3 июль-сент.2008г.
  • 16. Горяшко А. «Экологический туризм».
  • 17. Баканова А.А. «Организационно-экономические основы формирования сельского туризма в РФ».
  • 18.www.dombayinfo.ru

[1]      Зорин И.В., Квартальнов В.А. Энциклопедия туризма-М.: Финансы и статистика,2001г

[2]     Статический сборник «КЧР в цифрах».

[3]      Маркетинговый план развития туристской отрасли Карачаево-Черкесской Республики до 2015 года

[4]      Концепция развития туризма в КЧР до 2015 года.

Просмотров работы: 127