ЛЕКЦИЯ-БЕСЕДА КАК АКМЕ-ФОРМА РАБОТЫ СО СТУДЕНТАМИ-МУЗЫКАНТАМИ ВУЗА - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ЛЕКЦИЯ-БЕСЕДА КАК АКМЕ-ФОРМА РАБОТЫ СО СТУДЕНТАМИ-МУЗЫКАНТАМИ ВУЗА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
    В ходе вузовской подготовки студента-музыканта применяется ряд разнообразных форм обучения- как общепринятых, универсальных для любой специальности, так и специфических для профессии музыканта. Под формами обучения понимаются формы работы или формы организации обучения  как целостная системная характеристика процесса обучения  с точки зрения взаимодействия педагога и студентов, соотношения управления и самоуправления, целей, средств, содержания, методов и результатов обучения [2; с.307]. Формы обучения определяют контекстные и коммуникативные условия и средства, делающие образовательное действие возможным: индивидуальные (индивидуальный урок, самостоятельная работа), групповые (лекция, семинарские занятия).

    Семинарские занятия - это форма организации обучения, при которой на этапе подготовки доминирует самостоятельная работа студентов, а в процессе семинара происходит активное обсуждение, дискуссии и выступления студентов, где они под руководством преподавателя делают обобщающие выводы и заключения [2; с.327]. Семинары обладают большими развивающими и обучающими возможностями, так как развивают критическое мышление, умение доказать свою точку зрения, формируют интерес к самостоятельным научным исследованиям. Семинары могут проводиться в форме научно-практической конференции или пресс-конференции, круглого стола, дискуссии.

  Индивидуальный урок - наиболее распространённая форма организации обучения музыке. При индивидуальной организации обучения педагог адаптирует степень трудности задания к уровню подготовки, умений и навыков, личностных качеств студента. Система индивидуальных занятий даёт максимальную возможность для личностного подхода, вариативность построения урока. Конечная цель каждого индивидуального урока включает в себя: обогащение исполнительских навыков, музыкальных знаний; получение ясного представления о содержании и форме предстоящей самостоятельной подготовки к следующему уроку; получение эмоционального настроя на дальнейшую работу [7; с.66], создание условий для проявления самосознания студента, инициативы, воли к совершенствованию, к познанию.

  Исследователи (Н.Г. Бобкова, М.В. Гореликова, С.В. Протасова и др.)    выделяют такие индивидуальные формы занятий в классе специального фортепиано как монотематические, политематические, направленные на более объемный спектр познаваемого материала, и уроки в свободной форме, уроки техники, уроки-музицирования, уроки-серии, уроки-погружения и пр.

    Самостоятельная работа - является основным компонентом в подготовке студента-музыканта, что обуславливается спецификой музыкального образования. Важнейшую роль самостоятельной работы в деятельности музыканта подчёркивали Г.Г. Нейгауз, Б.Л. Кременштейн, А.П.Щапов. Основой для неё является весь комплекс полученных студентами знаний. Самостоятельная работа - это форма организации обучения, когда под прямым или косвенным руководством преподавателя студенты полностью или преимущественно самостоятельно выполняют различные виды заданий [2; с.332]. Задача педагога  состоит в чёткой организации занятий. На первом этапе он должен поставить цели, задачи, дать разъяснения по их выполнению; на втором - подвести итоги и дать оценку самостоятельной деятельности студента.

       Лекция - это наиболее распространённая в большинстве вузов форма организации обучения, в рамках которой преподаватель системно и последовательно, преимущественно монологически, излагает учебный материал, а студенты записывают содержание лекции и задают по нему вопросы, приводят примеры [2; с.321]. С целью активизации мышления студентов преподаватель может создавать проблемные ситуации и задавать вопросы, вписывающиеся в содержание лекции. Критериями эффективности лекции считаются: научность, проблемность, системность и доказательность изложения материала, сочетание обучающих, воспитывающих и развивающих функций, учёт особенностей аудитории, сочетание теории и практики, сочетание логики изложения с творческой импровизацией преподавателя.

     Современными формами проведения лекции являются: он-лайн конференция, диалоговая лекция и т.д. Подготовка студента-музыканта имеет свои особенности и вносит коррективы в данную общепринятую форму обучения. В рамках сложившихся на сегодняшний день традиций обучения музыке лекция является вспомогательной формой работы, более активно в подготове музыканта используются лекция-концерт, лекция-беседа и т.п. Подчеркнём, что существующие нетрадиционные формы лекционных занятий активизируют познавательную активность студентов, способствуют формированию творческого компонента деятельности. В связи с этим считаем необходимым обратиться к более подробному анализу лекций.

      Лекция-концерт является формой работы, широко применяемой в высших музыкальных учебных заведениях. Её цель - исполнительско- просветительская деятельность студентов, приобретение опыта сценических выступлений путём музыкального просвещения слушателей. Лекция такого типа предполагает подготовку тематического концерта с рядом музыкальных номеров, сопровождаемых устным рассказом лектора. Текст лекции формируется с учётом уровня общей и музыкальный подготовки будущих слушателей, их возраста. Подбор пьес также осуществляется с учётом подготовки аудитории. Подготовка начинается за несколько месяцев до даты лекции-концерта, участникам раздаются концертные пьесы, осуществляется написание и редактирование текста. В процессе подготовки проводятся несколько общих репетиций. С учётом возможностей современной техники возможно использование визуальных средств программы Power Point.

    Лекция-беседа - форма организации обучения, регулярно применяемая в Институте искусств СГУ имени Н.Г. Чернышевского на кафедре музыкально-инструментальной подготовки. Данная форма организации обучения предполагает подготовку студентом в течение учебного семестра беседы о музыке на любую тему с последующим исполнением её в виде рассказа, проиллюстрированного фрагментами музыкальных произведений. Данный вид работы включает аналитическо-поисковую деятельность, работу с литературными и музыкальными источниками, исполнительские и ораторские навыки. Подготовка и репетиции осуществляются совместно с педагогом, сама форма работы проходит в виде конкурса на лучшую лекцию-беседу среди студентов одного курса. Оценивание производит жюри в составе преподавателей и студентов по нескольким критериям: логика построения беседы, качество исполнения на музыкальном инструменте, качество донесения устного теста, качество оформления беседы.

    Данная форма организации обучения в полной мере позволяет реализоваться творческим задумкам студента, раскрыть его творческий потенциал. Студент, участвующий в конкурсе лекций-бесед, может, кроме непосредственно рассказа и исполнения фортепианных произведений, спеть вокальные сочинения под собственный аккомпанемент, продекламировать стихи (как авторские, так и собственного сочинения), выбрать тему, выходящую за рамки школьной программы и обогатить как собственный кругозор, так и познания своих слушателей. В связи с этим мы определяем данную форму организации обучения как акме-форму, позволяющую студенту реализовать себя комплексно в ходе её подготовки и проведения (по Б.Г. Ананьеву) и открыть возможности к высшим достижением в профессии педагога-музыканта.

В нашем понимании комплексный подход, являющийся основой акмеологического направления изучения личности, раскрывается здесь следующим образом: студент готовит беседу, опираясь на свои индивидные особенности (музыкальные и общие способности), раскрывается как личность (создавая текст и интерпретируя его только в ему одному присущей индивидуальной манере) и как субъект деятельности (выступая как автор и исполнитель лекции-беседы). То есть, подтверждается комплексная направленность  рассмотрения специалиста как индивида, как личности и как субъекта деятельности [1].

Кроме того, лекция-беседа даёт возможность студенту приблизиться к своему индивидуальному акме в иполнительской деятельности, включая в музыкально-иллюстративный материал фрагменты тех пьес, которые он не мог исполнить прежде или не сможет исполнить целиком в связи с их значительной технической трудностью. Исполнение же фрагментов снимает данный барьер и даёт возможность самому «прикоснуться» к исполнению мировых музыкальных шедевров.

  Приведём в качестве примера одну из лекций-бесед, созданную студентом Института искусств СГУ им. Н.Г. Чернышевского И. Шишмарёвым в соавторстве с преподавателем Н.В. Корчагиной в 2011 г. 

« Жанр баллады: путешествие во времени и по видам искусств».

                     (Лекция-беседа для учащися старших классов)

 Наверное, каждый из вас слышал хотя бы раз слово «баллада». Все знают лирические песни-баллады группы «Битлз», все читали в школьных учебниках по литературе балладу «Светлана» Василия Андреевича Жуковского. Но задумывались ли вы о значении самого понятия «баллада»? Почему оно встречается в разных видах искусств и что оно в них обозначает? Сегодня я предлагаю вам небольшое путешествие в историю музыки и литературы, чтобы узнать немного больше о жанре баллады.

Слово «баллада» переводится с французского как «танцую» (франц. ballade, прованс. balada, от позднелат. ballo - танцую). Слово это появилось в эпоху средневековья и обозначало лирическую хороводную песню. Значит, уже с самого момента своего появления, баллада была связяна с музыкой и словом. Такое сочетание видов искусств будет характерно для баллады на протяжении последующих веков. Но вернёмся в Средневековье. В 12-13 вв. баллада наряду с рондо и виреле представляла собой один из важнейших музыкально-поэтических жанров искусства трубадуров и труверов. Она имела строфическое строение, при исполнении каждой строфы чередовались соло и хор.

Знаменитый французский поэт 15 в. Франсуа Вийон написал множество стихотворных баллад, например «О женщинах былых времён». В средневековой Англии баллада была народной песней с драматическим сюжетом. Главными темами баллад были подвиги героев или фантастических персонажей, народные легенды, странствия, приключения, исторические события (например, сохранился цикл баллад о Робин Гуде). Баллады декламировали под аккомпанемент струнных музыкальных инструментов.

В 16-18 веках баллада теряет прежнюю популярность.

 Жанр баллады вновь возродился у поэтов начала 19 в., которые вернулись к нему как к символу романтического Средневековья. Баллады писали Жуковский, Пушкин, Лермонтов. В этот же период времени появляется вокальная баллада, написанная для сольного пения в сопровождении фортепиано. Множество баллад написано композиторами, которых принято называть «романтиками» за их интерес к героическим и лирическим темам. Вот, например, вокальная баллада немецкого композитора 19 века Роберта Шумана, которая называется «Два гренадера». Здесь мы услышим особенности, которые потом стали характерны для всех музыкальных баллад: объединение лирического и трагического настроений, последовательное изложение сюжета и его драматическое развитие.

         (Шуман «Два гренадера» - исполняется фрагмент)

    Баллады воплощались в музыке не только в виде вокальных сочинений, они создавались и  для сольного исполнения на музыкальном инструменте. Особенно замениты баллады выдающегося композитора 19 века, «поэта фортепиано», Фредерика Шопена. В балладах композитор использовал одночастные свободные (смешанные) формы, насыщенные драматическим развитием. Шопен написал четыре баллады для фортепиано, и все они связаны с литературными произведениями. Баллада № 3 написана на сюжет поэмы «Свитезянка» польского поэта Адама Мицкевича. В её основе - легенда о русалках, живущих на берегу озера Свитези и заманивающих моряков в его воды. Поэт в своих стихах описывал эту легенду так:

Кто там мелькает в лунном сиянье,

Кто там идет, - отзовитесь!

Юноша с девой ходят в молчанье

Берегом озера Свитезь...

 

«Помни, охотник, клятву сдержи ты:

Ибо кто клятву нарушит -

Горе тому! Не сыщет защиты,

Тело погубит и душу!»...

 

Кудри венком украсила дева

И, не прибавив ни слова,

Прочь удалилась, тихо, без гнева,

В сумрак приюта лесного...

 

Следом охотник мчится за нею;

Все-таки, как ни старался, -

Скрылась, дыханья ветра нежнее,

Он одинокий остался...

 

К озеру вышел неторопливо,

Ходит и смотрит безмолвно.

Ветер качает темные ивы,

Бурно вздымаются волны...

 

Бурно вскипели, глубь зачернела, -

Силы небесные с нами! -

Свитезь разверзся; девичье тело

Вдруг поднялось над волнами...

 

«Верь мне, желаю только добра я.

Хватит стенаний печальных!

Мне лишь отдайся! Станем, играя,

В водах резвиться хрустальных»...

 

Юноша следом, стал у обрыва,

Хочет идти - отступает;

А голубые волны лениво

Юноши ноги ласкают...

 

Вмиг позабыл он деву лесную,

Клятву забыл, ослепленный;

Кинулся в волны, буйно ликуя,

Новой красой увлеченный...

 

Разом вскипели волны, бушуя,

Полные ярого гнева:

В черную бездну, в глубь водяную

Скрылись охотник и дева...» [4; с.367].  

 

Композитор стремился передать в музыке развитие сюжета баллады и наделил её чертами изобразительности. Вы услышите плеск волн - сначала спокойный, а потом бурный и угрожающий.

         (Шопен «Баллада» № 3 - исполняется фрагмент)

 

   Но музыкальная баллада- это не только сказочные и легендарные персонажи или исторический сюжет. В Балладе для фортепиано норвежского композитора Эдварда Грига отражены переживания, связанные с ранней кончиной его родителей. Здесь нет фантастического сюжета, нет таинственных персонажей. Мы услышим скорбную мелодию, траурный плач о невозвратном.

       (Григ «Баллада» ми минор- исполняется фрагмент)

 

    А вот Баллада для фортепиано Анатолия Лядова- русского композитора конца 19- начала 20 века. В этой музыке появляется новое развитие жанра баллады. На смену лирике и драматическому сюжету пришли эпическая повествовательность, размеренность движения, богатырское величие и неторопливость. Это баллада в русском духе. Мы услышим  звукоизобразительные приёмы, подражающие игре на гуслях, что ещё больше подчёркивает национальный характер пьесы.

         (А. Лядов Баллада- исполняется фрагмент)

        И наконец, ещё одна разновидность музыкальной баллады- рок-баллада. Она берёт своё начало в народной музыке американских негров, поэтому в ней много общего с блюзом и джазовыми традициями инструментальной игры и пения. Современная рок-баллада - это медленная, мелодичная лирическая песня. Она уже имеет мало общего с первоначальным понятием баллады в средневековой литературе и с инструментальной балладой романтической эпохи. Баллады часто записываются с использованием акустических гитар и/или фортепиано, иногда электрические гитары вступают в завершающей части песни. Партии ударных инструментов в балладах могут отсутствовать, либо играть незначительную роль. Баллады не считаются отдельным жанром в роке, так как их записывают группы почти любого жанра.

Рок-баллада-это короткая история, рассказанная в стихах, их тексты могут быть бессюжетными и выражать эмоции автора и исполнителя. Тексты рок-баллад иногда отличаются от стандартных рок-текстов, являясь более лирическими и меланхоличными, менее агрессивными. Часто тексты рок-баллад посвящены любви, печали или иным возвышенным чувствам. Все эти особенности мы услышим в композиции Дж. Леннона «Yesterday».

   (исполняется на фортепиано композиция Дж. Леннона «Yesterday»)

    Как мы смогли убедиться, жанр баллады прошёл очень долгий путь развития, объединяя разные виды искусств, отражая особенности своей эпохи. Думаю, что баллада будет существовать и развиваться и дальше, потому что в ней поэты и музыканты могут особенно ярко и свободно выразить те чувства и переживания, которые всегда волнуют человека- и в Средние века, и сегодня.

 

 Библиографический список

  • 1. Ананьев, Б.Г. О проблемах современного человекознания [Текст] / Б.Г. Ананьев.- СПб.: Питер, 2001.-263 с.
  • 2. Андреев, В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития [Текст] / В.И. Андреев.- Казань: Центр инновационных технологий, 2000.-606 с.
  • 3. Кременштейн, Б.Л. Воспитание самостоятельности учащихся в классе специального фортепиано [Текст] / Б.Л. Кременштейн. -М.: Классика XXI, 2008.- 128 с.
  • 4. Мицкевич А. Стихотворения. Поэмы [Текст] / А. Мицкевич.- М.: Художественная литература, 1968, 740 с.
  • 5. Нейгауз, Г.Г. Об искусстве фортепианной игры: записки педагога [Текст] / Г.Г. Нейгауз. - М.: Классика-XXI, 1999. - 232 с.
  • 6. Протасова С.В. Влияние форм урока на качество исполнительской подготовки студентов педвуза // Человек. Общество. Образование: материалы Всероссийской научн.-практ. конф., 15 - 17 марта 2010 г. В 2-х ч. Ч.I. - Уфа: РИЦ БашГУ, 2010. - С. 123 - 129
  • 7. Щапов А.П. Фортепианный урок в музыкальной школе и училище [Текст] / А.П. Щапов.- М.: Классика- XXI, 2002.- 176 с.
Просмотров работы: 66