ВЛИЯНИЕ СМИ НА ФОРМИРОВАНИЕ АГРЕССИВНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

III Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2011

ВЛИЯНИЕ СМИ НА ФОРМИРОВАНИЕ АГРЕССИВНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В последнее время изучение проблемы агрессивного поведения ребенка стало едва ли не самым популярным направлением исследовательской деятельности психологов всего мира.     В связи с этим, перед психологами и педагогами возникли вопросы, касающиеся детской агрессии. Следует отметить, что сама по себе тема "детской агрессии" долгое время была закрыта и поэтому не получила должной разработки в отечественной психологии. Даже в настоящее время публикации на эту тему у нас единичны, и представляют собой, главным образом, обзор зарубежных исследований.   Этим и определяется актуальность выбранной темы.   В соответствии с актуальностью были поставлены ряд задач.

1.  Изучить особенности поведения детей младшего школьного возраста.

2. Рассмотреть классификацию средств массовой информации и представить её характерологический анализ.

3. Проанализировать взаимосвязь агрессивного поведения ребенка младшего школьного возраста в зависимости от средств массовой информации.

4.  Разработать комплекс рекомендации и упражнений для родителей и воспитателей ДОУ, направленный на коррекцию агрессивного поведения детей в младшем школьном возрасте.

В работе изучены теоретические основы проблемы агрессии у детей младшего школьного возраста: проанализирована природа и структура агрессии в отечественной и зарубежной литературе, а также  важнейшие концепции феномена детской агрессивности (концепция С. Бендера, А. Басса, Э. Фромма, А. Дарки, Ю.Б. Можгинского, К. Лоренца, Дж. Долларда, Н.Е. Миллера, Л. Берковец, психоаналитический подход, этологический подхоприроде агрессии, теория социального научения агрессии А. Бандура).

    Теоретический анализ природы и структуры детской агрессивности,  показал, что в понимании категории «агрессивность», «агрессия» в науке ещё нет единого подхода. Это порождает целый ряд противоречий, как для исследователей-теоретиков, так и для исследователей-практиков.  

     Предоставив характерные особенности агрессии и причины  формирования агрессивного поведения ребенка младшего школьного возраста необходимо рассмотреть классификацию средств массовой информации.

         Основными функциями СМИ являются: коммуникативная - функция общения, налаживания контакта, которая называется исходной функцией; непосредственно - организаторская (в которой наиболее наглядно проявляется роль СМИ как т.н. "четвертой власти" в обществе);  идеологическая (социально - ориентирующая), связанная со стремлением оказать глубокое влияние на мировоззренческие основы и ценностные ориентации аудитории, на самосознание людей, их идеалы и стремления, включая мотивацию поведенческих актов;  культурно-образовательная, заключающаяся, в том, чтобы, будучи одним из институтов культуры общества, участвовать в пропаганде и распространении в жизни общества высоких культурных ценностей, воспитывать людей на образцах общемировой культуры, тем самым, способствуя всестороннему развитию человека; рекламно - справочная, связанная с удовлетворением утилитарных запросов в связи с миром увлечений разных слоев аудитории (сад, огород, туризм, коллекционирование, шахматы т.д. и т.п.);  а также рекреативная (развлечения, досуга, снятия напряжения, получение удовольствия).

     Криминальная хроника занимает одно из ведущих мест в тематике видеокультуры. Статус образовательных программ в нашей стране за последние 30 лет показывает тенденцию к снижению, предпочтения публики за эти годы менялись, переходя от образовательных передач и новостей к развлекательным, особенно тем, которые ранее были недоступны по политическим или экономическим причинам. Тенденцией в подаче материала в СМИ, в первую очередь на телевидении, является "смешение" жанров.

    Детская аудитория с трудом может отличить реальные событии от мнимых, которые подаются в реалистической манере. Статистика телевизионных программ свидетельствует: специальных детских программ осталось около 5% общего эфирного времени, в то время как 10 лет назад их было 30%. Остались мультфильмы и несколько тематических передач, а в основном дети смотрят те же программы, что и взрослая аудитория.

Влияние телевидения на многие аспекты повседневности, в частности на формирование эстетических вкусов и представлений, определяется во многом тем, что в отличие от других видов видеокультуры оно представляет собой часть домашней обстановки; (в этом оно гораздо ближе радио, чем кино). Этот факт сам по себе весьма амбивалентен и по-разному оценивается с разных исследовательских позиций. Наиболее сильный эффект телевидения, кроме его собственно содержательной стороны, это сам факт его существования, его всегда доступное, главенствующее ставшее привычным присутствие в каждом доме, его способность свести сотни миллионов граждан до уровня пассивных зрителей в течение большей части их жизни. Телевидение сводит до минимума личностные взаимодействия внутри семьи и сообщества.

   Согласно многолетним исследованиям, с использованием самых разнообразных методов и приемов, степень влияния СМИ на агрессивное поведение детей не была в полной мере выяснена.

    Таким образом, после многочисленных и продолжительных исследований, с использованием самых разнообразных методов и приемов, степень влияния СМИ на агрессивное поведение детей ещё не в полной мере выяснена. Более того, исследования эти носят фрагментарный, бессистемный характер. Однако отдельные аргументы и факты говорят в пользу того, что СМИ, безусловно, влияют на психику ребенка, в частности, провоцируют его агрессивное поведение (особенно это заметно на примере детей младшего школьного возраста).

    Анализ психолого-педагогической литературы по теме позволил нам определить агрессию как мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевлённый и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности). Это определение обусловило выбор критериев оценки агрессивности детей. Такими критериями на наш взгляд являются:

1) по методу выражения: физическая и вербальная агрессия;

2) по наличию инициативы: оборонительная и инициативная агрессия;

3) по направленности: прямая и косвенная агрессия.

    Исходя из поставленных задач для проведения исследования по теме, нами были использованы четыре методики:

1) анкета для родителей, разработанная Лаврентьевой Г.П. и Титаренко Т.М;

2) беседа с детьми на тему: «Я и телевизор» (авторская разработка В.Д. Пурина);

3) проективная методика "Рисунок несуществующего животного" (автор Колосова С.Л.);

4) структурализированное наблюдение, проводимое воспитателем (методика диагностики агрессивного поведения детей Лаврентьевой Г.П.).  

 Структурализированное наблюдение и беседа, проводимые педагогом помогли выявить то,  что некоторые испытуемые склонны к агрессивному поведению в отношении со взрослыми и сверстниками. Согласно данной методики большинство испытуемых негативно относятся к замечаниям, не соблюдают дисциплины, подражают хулиганским поступкам других детей, ломают предметы, принадлежащие другим детям, постоянно нуждаются в помощи и контроле со стороны педагога.

    Количественный анализ оценки уровня агрессивности детей младшего школьного возраста по методике Лаврентьевой Г.П. (структурализированное наблюдение, проводимое педагогом) выявил 21% детей имеют низкий уровень агрессивности, 50% средний, 21% высокий и 8% повышенный уровень агрессивности.

В ходе количественного анализа оценки уровня агрессивности детей младшего школьного возраста по методике «Несуществующее животное» (автор С.Л. Колосова) было выявлено, что 28% детей имеют низкий уровень агрессивности, 28% средний, 35% высокий и 9% повышенный уровень агрессивности.

    По результатам четырёх методик: 0% детей имеют слабый уровень агрессивности, 64% средний, 29% высокий и 7% повышенный уровень агрессивности.

    По результатам эксперимента можно сделать вывод, что из 14 детей, в особом внимании нуждаются 5 детей, у которых выявлен высокий и повышенный уровень агрессивности. Этим детям присуще такое поведение: враждебность, гнев; рассказывание историй, с элементами насилия; на приветствие отвечают злостью; портят общественную и личную собственность; негативно относятся к замечаниям; дерутся. Средний уровень агрессивности у 9 детей, они отличаются тем, что негативно относятся к замечаниям, не соблюдают дисциплины, не послушны, пристают к более слабым. Низкий  уровень агрессивности по результатам четырёх используемых методик не был выявлен у детей экспериментальной группы.

     По данным четырех вышеперечисленных методик можно сделать вывод, что влияние средств массовой информации является одной из причин проявления мотивированного деструктивного поведения ребенка младшего школьно возраста по отношению к взрослым и сверстникам.

 Для коррекции агрессивного поведения ребенка младшего школьного возраста нами была использована авторская программа Э. Савиновой, г. Мурманск, направленная на эмоциональное сплочение членов класса. «Я + ТЫ = МЫ»

    Цель программы: создание дружеской атмосферы взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения детей друг с другом в классе.  Задачи программы: сформировать у детей способность устанавливать и поддерживать контакты; учить детей сочувствию; развить в детях открытость в отношениях с другими; выработать способность вести себя с окружающими в сотрудничающей манере. Данные внедрения программы будут представлены  в следующем студенческом форуме.
Просмотров работы: 117