Коренные социально-экономические преобразования в России на современном этапе, создали реальные предпосылки для обновления системы образования, методологии, технологии, организации учебно-воспитательного процесса, поиска новых организационных форм, изменения характера отношения к разрабатываемым наукой и внедряемым практикой педагогическим новшествам. Перед педагогической наукой и практикой в наши дни стоит большая задача: подготовить подрастающее поколение к жизни в новых условиях [6, с.78].
Современное дошкольное образовательное учреждение должно подготовить ребенка думающего и чувствующего, который не только имеет знания, но и умеет использовать эти знания в жизни. О значении работы над смысловой стороной слова для речевого и умственного развития детей говорили многие исследователи (К.Д. Ушинский, А.М. Леушина, А.П. Усова и др.) На необходимость качественного улучшения словаря, работы над пониманием значений слов, их правильного употребления указывали Е.И. Тихеева, О.И. Соловьева, Л.А. Пеньевская и др [4, с.34].
В исследованиях, проведенных в последнее время, рассматриваются различные вопросы словарной работы: особенности формирования словаря детей разных возрастов, составление ориентировочных словарей, в которые входят тематические группы слов из области быта, труда и ряд других вопросов (В.В. Гербова, Ю.С. Ляховская, А.П. Иваненко, В.М. Яшина и др.) Вместе с тем исследователи подчеркивают необходимость изучения словаря не только в количественном, но и качественном отношении, отмечают, в частности, что нужно воспитывать у детей привычку лексически правильно употреблять слова в наиболее точных значениях (Ю.С. Ляховская, А.П. Иваненко), решать чисто речевые задачи, используя с этой целью лексические упражнения (В.М. Яшина, Н.П. Иванова). Формирование лексической стороны речи должно развиваться целенаправленно, систематично, последовательно, т.к. дошкольный возраст является одним из важнейших этапов овладения системой родного языка. Важным условием формирования словаря дошкольника является выбор эффективных, целесообразных методов и приёмов, а также форм осуществления данной работы педагогами. Одним из средств формирования словаря младших дошкольников наряду с организацией дидактических игр и упражнений является процесс ознакомления их с трудом взрослых.
Реализация программы по словарной работе осуществляется через систему соответствующих занятий. Эта система складывается из занятий трех разновидностей:
Во всех этих видах занятий формирование словаря осуществляется в тесной связи с развитием познавательной деятельности. Отсюда вытекают общие требования к организации и методике проведения занятий. Проведенный анализ технологий позволяет констатировать, что формирование словаря дошкольников 4-5 лет может осуществляться посредством ознакомления с трудом взрослых. Что позволяет определить основные содержательные характеристики работы, направленной на формирование словаря посредством ознакомления с трудом взрослых.
Организация дидактических игр и упражнений является традиционным методом в дошкольном образовании, но требует творческого подхода, обновления технологии формирования словаря дошкольников среднего возраста.[8, с.8]. Возникает противоречие между необходимостью работы по формированию качественной стороны словаря дошкольников в процессе их ознакомления с трудом взрослых и отсутствием технологии по данному направлению.
В своей работе мы предприняли попытку восполнить указанный недостаток, разработав проект педагогической формирования словаря у детей 4-5 лет в процессе их ознакомления с трудом взрослых. Обучение осуществлялось поэтапно.
На первом этапе проводились наблюдения и экскурсии, знакомящие детей с профессиями работников детского сада. Это специально организованный на занятиях показ детям разнообразного труда взрослых, наблюдения, организованные посещения кухни, кладовой, кабинета врача и объяснение его значения. Детям показывают приготовление пищи, стирку белья, ремонт и пошив одежды, уборку участка, ремонт мебели и игрушек.
Наблюдения за трудом взрослых в детском саду имеют большое образовательное значение: они уточняют представления детей, пробуждают любознательность, интерес к деятельности взрослых, способствуют выработке положительного отношения, уважения к их труду.
Наблюдения и экскурсии обеспечивают наибольшую отчетливость представлений, максимальную действенность приобретаемых детьми познаний.
На втором этапе проводились занятия, на которых наглядно воспринятая информация интерпретировались. В процессе дальнейших бесед, посредством рассказов воспитателя уточняются, закрепляются, дополняются сведения, полученные во время наблюдений.
На третьем этапе - дидактические игры и упражнения, сюжетно-ролевые игры, тренинги. Одним из основных видов игры, где дети знакомятся с трудом взрослых, является сюжетно - ролевая игра.
В средней группе появляются игры с более сложным сюжетом: построение дома (работа строителей), перевоз пассажиров и грузов (водители автобусов и грузовых машин), труд врачей, медсестер, продавцов. Дети начинают сами придумывать несложные сюжеты, изготовлять некоторые необходимые для игр предметы, игрушки.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что педагогическая технология является эффективным средством формирования словаря детей среднего возраста в процессе ознакомления с трудом взрослых.
Литература